Присутствие и его спонтанная реализация. Дзогчен как непрерывно реализующаяся мудрость осознавания.

“О том, как на самом деле оказаться в своем естественном состоянии, говорится в следующих строках коренного текста: «Поскольку Творец всех явлений не возникающий, а все явления не рождены – это Высшая нирвана. Если ты в полной мере понял, что нет ничего «реально вещественного/плотного», то всё предстает как Дхармадхату. Понимание этого – наивысшее состояние тех, кто преодолел борения страстей. Пространство не может быть наблюдаемо – это лишь название. То, что хорошо для человека, и то, что плохо, существует нераздельно в невозникновении.» Что касается знания о том, как действительно оказаться в естественном состоянии ума и о том, как развивать получаемые переживания – знаки успешности практики, то прежде всего здесь нет даже таких понятий, как «мысль» или «отсутствие мысли», поскольку на самом деле нет ни возникновения, ни прекращения мысли. В этом состоянии у нас нет отвлечения, мы не делаем объектом наблюдения свой опыт, а также мы не впадаем ни в возбужденное состояние, ни в сонливость. Здесь нет «испытывающего» переживания ума, на который можно было бы указать. Поскольку отсутствие переживания каких-либо знаков успешности практики и есть истинный опыт, в коренной тантре говорится: «Если ты привязан к состоянию ясности своего ума, то хотя в какой-то момент и возникает глубокий опыт отсутствия мыслей, это не становится совершенным постижением/реализацией, поскольку даже глубокий опыт, при котором нет никакой мысли, остается всего лишь опытом.» Стадии последовательного обретения знаков успешности практики таковы: 1. Знак «движения» – это блуждание и рассеянность ума, порождающие возбужденность и недостаток присутствия. 2. Знак «привыкания к практике» – хотя грубые мысли не возникают, остаются тонкие мысли, самоосвобождающиеся сразу как их замечаешь, так что они не могут быть помехами практике. 3. Знак того, что практика «стала устойчивой» – ваше Осознавание не зависит от объектов. Здесь Ригпа, свободное от какого-либо объективного условия, подобно течению реки, что не позволяет цепляться за опыт мыслями.“ МАНДЖУШРИМИТРА Устное наставление – Тантра о практике развития Бодхичитты (Пробуждённого ума)
Back to Top