Ирина Языкова. Иконография Пасхи: сошествие во ад или воскресение Христово?

Искусствовед Ирина Языкова расскажет и покажет, как изображали главный христианский праздник иконописцы прошлого и современности. «Сказал Господь, простирая руку Свою: “Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего — вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите; древом диавольским Я осудил смерть“. Когда же (он) так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: “Мир тебе со всеми детьми твоими“. И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И, держа правую руку Адама, вышел из Ада, и все святые последовали Богу. Господь же, держа Адама за правую руку, передал (его) Михаилу Первоархангелу. И все святые последовали Михаилу, и ввел их всех в рай». Это отрывок из апокрифического «Евангелия от Никодима», которое яркими красками рассказывает о сошествии Христа во ад в день Великой Субботы. Во многом именно это описание легло в основу сюжета «Сошествие Христа во ад», вариации на который по сей день лежат на центральном аналое в день Пасхи. Но единственный ли это иконографический сюжет, посвященный Воскресению? Какую идею вкладывали древние и современные иконописцы в сюжет в целом и в каждую из деталей? О чем говорит нам эта «пасхальная проповедь в красках»?
Back to Top