2024 (MV). Девушка пела в церковном хоре - Руслан Богатырев

Серебряный век | Кармен-романс. MeloVerso | Девушка пела в церковном хоре / Комитет национального наследия, 2024. / Русское общество классического романса, 2024. / Арт-журнал «Пантеон», 2024. / Руслан Богатырев, 2020. / Из сольного альбома духовной музыки “Чистота“ (2022). / Романсы, песни и песнопения на стихи иеромонаха Романа, Александра Блока, Константина Бальмонта, Николая Клюева, Сергея Есенина, Анны Ахматовой. / муз. Эннио Морриконе (1981), сл. Александр Блок (1905) / аранж. Олег Князев / исп. Руслан Богатырев / кармен-композиция Руслан Богатырев (2018) к 90-летию Э.Морриконе (1928-2020) / Эрмитажный фильм. Видео: Станислав Забурдаев (2017), Дмитрий Семенидо (2017), Den4ik_Snial (2017). / Кронштадт. Александр Блок и Эннио Морриконе. — • Анатоль Франс: Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. • Оскар Уайльд: Ложь поэзии правдивее правды жизни. • Александр Блок: Стихи — это молитвы. — В этом кармен-фильме тесно сплелись в одной молитве — слово, музыка и образ: «Девушка пела в церковном хоре» Блока, «Le vent, le cri“ Морриконе и Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте. — Le vent, Le cri («Плач ветра», «Ветер, крик», 1981) — знаменитая тема любви Эннио Морриконе из фильма «Профессионал». Молитвенная наполненность чудесной музыки. Перекликается с известной работой Эннио Морриконе для фильма «Красная палатка» (СССР, Великобритания, Италия, 1969). Достаточно послушать Le vent, Le cri в контексте того фильма и другой музыки для него, написанной Александром Зацепиным (советская версия «Красной палатки»), чтобы уловить совсем иную глубину, нежели та, что отразилась в фильме «Профессионал». Морской ветер, тревожные крики чаек, безбрежное море, всепобеждающая сила любви... Просто небесная музыка. Молитва. Именно она была использована как музыкальная основа кармен-романса «Девушка пела в церковном хоре». Исполнение в стиле MeloVerso (музыкально интонированное слово), близко к мелодекламации (но с интонированием и точным совмещением ударного слога с сильной долей метрического такта). —— Музыка Эннио Морриконе в вокальном варианте сохранена в исходной форме: 9 частей (3*3), «три площадки» — три ступени тональности с модуляциями: ре минор, ми минор, фа минор. Стихотворение Александра Блока также использовано в первоначальном виде (август 1905). Каждая пара катренов (четверостиший) располагается на «площадке» соответствующей модуляции с предшествующим инструментальным блоком. Музыка Морриконе позволяет немного изменить композицию стихотворения, и в финале повтор первых двух катренов на финальной ступени модуляции создает кольцевую композицию и усиливает драматургию произведения. Александр Блок написал своё стихотворение в августе 1905 г., написал под впечатлением от горьких и трагических событий Русско-японской войны с драматичным поражением русской эскадры под Цусимой (14-15 мая 1905 г.). Память о русских героях-моряках, погибших в 1905 г., увековечена в Морском соборе святителя Николая Чудотворца в Кронштадте. Первая строфа отсылает нас к великой ектенье, куда входит и молитва о плавающих и путешествующих. Царские врата — вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — изображение Спасителя. «Радость будет» — цитата из Евангелия от Иоанна. «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…». — ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел её голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. — И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,— плакал ребенок О том, что никто не придёт назад. — Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел её голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче... — • • •
Back to Top