“Гамлет“, “Ромео и Джульетта“, “Орфей и Эвридика“. Пустовит, курс “Эстетика“ лекция 8/12

А.Пустовит — украинский культуролог. Лауреат Всеукраинского конкурса лекторов (1989). Автор учебников: «История европейской культуры. Введение в культурологию», «Этика и эстетика. Наследие Запада. История красоты и добра», «Введение в логику», монографии «Пушкин и западноевропейская философская традиция». _ “Русский Гамлет“: почему именно этот герой так важен для русского зрителя “Наиболее известны и чаще всего ставятся т. н. великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта» (1595–1596, опубликована в 1597), «Гамлет» («Hamlet, Prince of Denmark», 1600–1601, опубликована в 1603), «Отелло» («Othello, the moore of Venice», 1603–1604, опубликована в 1622), «Король Лир» (1605–1606, опубликована в 1608) и «Макбет». У «великих трагедий» нет общих сюжетных ходов и типов героев. «Ромео и Джульетта» близка «романтическим комедиям», трагическое в неё вносит прежде всего развязка. «Гамлет», одна из наиболее известных и загадочных пьес во всей мировой драматургии, традиционно интерпретируемая как история колебания героя между размышлением и действием, – ответ Шекспира на вернувшуюся в первые годы 17 в. моду на «трагедии мести» в сочетании с образом героя-«меланхолика». «Отелло» и «Король Лир» часто сближают как трагедии о фатальных ошибках, в которых фигурирует психологически неоднозначный злодей – «макиавеллист», стремящийся сконцентрировать власть в своих руках. Политическая тема рушащегося и возрождающегося государства из пьесы «Король Лир» переходит в пьесу «Макбет», где психология злодеяния показана наиболее детально. Почти во всех трагедиях присутствуют комические сцены и герои («комики» в «Гамлете» и «Макбете», «меланхолики» в «Ромео и Джульетте» и «Короле Лире»). «Великие трагедии» ранее нередко интерпретировали как некое «разочарование» Шекспира во взгляде на мир глазами ренессансных гуманистов, но точнее было бы считать их глубоким исследованием природы зла, подчёркивающим необходимость противостоять ему до последнего, как бы сложно это ни было“ ().
Back to Top