Приступ государственного патриотизма. Лев ШЛОСБЕРГ

Когда в школах начинают вводить уроки государственного патриотизма, это означает, что в государстве что-то идёт не так. Если детей надо учить любить Родину, это значит, что Родина не любит своих детей. Патриотизм — это любовь к Родине, это личное чувство, личное переживание человека. Родина — это не государство и не власть. Родина — «тот уголок земли», с которым человека связывают истоки жизни. А если людей начинают с детства учить любви к государству, любви к власти, это не патриотизм, это воспитание лояльности и покорности. И в ключевые моменты жизни, когда решаются судьбы Отечества, так воспитанный человек, выбирая между любовью к Родине и лояльностью к государству, может изменить Родине. Потому что любовь к Родине иногда требует идти против государства, против власти. Принудительное воспитание патриотизма — это предвестие государственного политического банкротства. В любую эпоху, в любой стране. Если народу не за что любить государство, то нужно думать о понуждении народа к любви или о перемене политики государства по отношению к людям? Любовь через насилие может сделать человека добрым и гуманным? Любовь к Родине — это исключительно личное чувство, оно не тиражируется учебниками, решениями президентов, парламентов и правительств, съездов партий. Патриотизм вырастает из свободы, из прав и свобод человека, из достатка и благосостояния, из любви к ближнему и дальнему. Патриотизм не вырастает из бедности и нищеты, из унижений и оскорблений, из пренебрежения человеком, из неправды и лжи. Государство может дать человеку урок патриотизма: перестать врать и начать служить людям. Тогда уроки государственного патриотизма в школах никому не придут в голову, потому что дети будут просто знать, что Родина их любит. Выступление Льва Шлосберга на 10-й сессии Псковского областного Собрания депутатов
В начало