6. Возрожденное естественное право и юридическое неокантианство

Теория естественного права устарела уже к концу XVIII в. Но на рубеже XIX-XX вв. произошло “возрождение“ естественного права. Новое “возрожденное естественное право“ базировалось на неокантианской методологии, разграничивающей должное и сущее, критический и генетический методы исследования, и воспринимающей человека как одновременно свободного и детерминированного. Ключевой фигурой здесь стал Рудольф Штаммлер, а впоследствии - Густав Радбрух. Множество дореволюционных российских правоведов также были неокантианцами, например П.И. Новгородцев. Если мы считаем, что справедливость у каждого своя, то мы лишаем силы свои собственные утверждения о несправедливости тех или иных законов, ведь эти утверждения легко могут быть легко парированы ссылкой на наше собственное убеждение в относительности идеалов справедливости. Если же мы хотим судить о справедливости, то вынуждены признать наличие объективного критерия (идеала) справедливости. Поскольку мы не можем обойтись без суждений о справедливости, постольку мы допускаем существование такого объективного критерия. Поэтому хотя естественного права и не существует, идеальный критерий справедливости всё же имеется. Но вот в чем он состоит? И не оказывается ли так, что мы попросту догматично постулируем идеал справедливости, вместо того, чтобы его обосновать? Не правильнее ли, следуя Гегелю, утверждать, что идеал исторически изменчив? Но если так, то 1) как мы должны судить о справедливом отношении к будущим поколениям в условиях, когда мы не знаем будущих представлений о справедливости? 2) как мы должны сравнивать существующие воззрения на справедливость, ведь они все принадлежат к одной и той же эпохе - современности? В этом смысле у Гегеля тоже есть свои проблемы, поэтому Кант и неокантианство сохраняют свою актуальность. Рассказывает Николай Шавеко, к.ю.н.
Back to Top