В Даурии дикой пустынной... (духовный стих о страданиях протопопа Аввакума и его семьи)

Самый известный старообрядческий духовный стих, посвященный страданиям протопопа Аввакума и его семьи в даурской ссылке. Этот стих знают многие старообрядцы как «Отче наш», он исполняется везде и повсюду чаще других. Мелодию можно исполнять в более быстром темпе или так же медленно, как в данном видео, в воспоминание многолетней изнурительной ссылки, во время которой у протопопа Аввакума умерли два любимых сына от холода и голода. Духовный стих исполняет сводный старообрядческий хор под руководством чтеца Москвичева Виталия Ивановича на вечере духовных песнопений «Распевы святой Руси» в Московском международном Доме музыки 6 сентября 2020 г., приуроченного к празднованию 400-летия со дня рождения священномученика и исповедника протопопа Аввакума. Кульминацией духовного стиха является диалог Настасьи Марковны и протопопа Аввакума, взятый из «Жития» страдальца. Настасья Марковна — бедная набожная сирота, четырнадцати лет от роду выбранная в жены Аввакуму его матерью, тоже женщиной набожной и благочестивой. Она безропотно сносит все лишения, следует за мужем в ссылку, ещё не оправившись от родов, теряет детей, терпит из-за мужа тюремное заключение. Наверное, самый знаменитый фрагмент «Жития» — диалог протопопа с женой во время пятидневного перехода по льду озера: «Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! [...] …На меня, бедная, пеняет, говоря: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петровичь, инда еще побредем». Подготовлено для слушателей старообрядческой «Воскресной школы онлайн» РПСЦ: Текст: В Даурии дикой пустынной Отряд воеводы идет, В отряде том поступью чинной Великий страдалец бредет. Жена с ним и малые дети Изгнание вместе несут, За правую проповедь в свете Жестокий им вынесен суд. Не солнце над ними сияет, Не радостный отдых их ждет, Мороз до костей пробирает, И голод по нервам их бьет. Вот стонет жена, голодая, И силы кидают ее, И дети к ней жмутся, рыдая, Пеняет она на житье: «Петрович, да долго ль за правду Изгнание будем нести? Ужели не встретим отраду И долго ли будем брести…?» (исполняют женские голоса) «До самыя, Марковна, смерти», — (исполняют мужские голоса) Ей скажет Аввакум борец, — «До самыя, Марковна, смерти, Когда мой наступит конец». (исполняют мужские голоса) «Бредем мы, Петрович, о, Боже!» — (исполняют женские голоса) Вздохнувши, промолвит жена, Должно быть, ей правда дороже Спокоя, здоровья и сна. И ветер в Даурии дикой Унылую песню поет, И отзвуки речи великой В Россию он смело несет. И речи той с ужасом внемлют Гонители правды святой, Но с радостью в сердце приемлет, Кто верит заре золотой. Духовные стихи оказывают глубокое благотворное воздействие на душу, наши предки пели всегда и везде, они знали песни на все случаи жизни, они не пели, наверное, только когда спали. И сейчас то же самое происходит во многих старообрядческих семьях. Культуру пения тоже нужно возрождать в своей семье: знать народные песни, духовные стихи и богослужебные песнопения. Пение наполняет душу радостью, любовью к Богу и родине, восстанавливает связь с родом, в человеке пробуждается заложенный предками культурный код, который определяет его мировоззрение и поступки.
Back to Top