«Биологическое и социальное в человеке.» Лекция В.С.Фридмана
Лекция из цикла «Философия марксизма»
План лекции:
1. Инстинкты в науке о поведении и обыденном представлении. Есть ли инстинкты у человека? А высших обезьян? Как это проверить?
2. Социальная жизнь позвоночных животных — как её изучают, как делают выводы, что мы о ней знаем сегодня? Этапы (и основные тенденции) эволюции социальной организации, человек как их продолжение и квинтэссенция. Что могут сказать эти исследования об эволюционных корнях человеческого поведения, разума и общества, и что нет? А наоборот? (ибо не только «анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны», но в известном смысле и психология тоже).
3. «Человек» и «животное»: где провести грань? Разнообразие социальной организации приматов, реконструкция изменений в линии, ведущей к человеку. Идеологические импликации данных приматологии и этологии: кто, как и зачем это делает? Каковы последствия для науки и общества?
4. Объяснительные схемы в исследованиях поведения: эндогенная детерминация («биологизаторство») vs социальное влияние, концептуальные изъяны первой и достоинства второй. Различия между дисциплинами в использовании той и другой схемы: классическая этология vs социобиология и эволюционная психология. Вненаучные влияния на популярность обоих объяснений среди исследователей.«Биологизация» поведения человека и «психологизация» - животных как феномен современного общества.
5. Интересные изоморфизмы между этологией и социальной психологией (стереотип и рациоморфные процессы вместо инстинктов). Социальная психология господства и равенства. Угнетение, иерархия поддерживающих его факторов, от телесности и среды до социологии с психологией. Борьба с угнетением: социальные механизмы, биологический бэкграунд
6. Психология интеллекта, её проблемы и парадоксы. Что показывают цифры IQ — интеллект или социализацию? Исследование «наследования интеллекта»: достижения, проблемы, идеологические выводы и социальный заказ. Интеллектуальная акселерация (Эффект Флинна), проявление и возможные механизмы.
7. Психология культуры: индивидуализм vs коллективизм, их способы измерения, формы проявления в оценке себя и общества, последствия для ума, здоровья, других человеческих качеств. Культурно-историческая психология: современное состояние
8. Аберрации убеждения и познания у исследователей и «простых обывателей». Нейробиологические и психологические механизмы (когнитивный диссонанс, иллюзорная корреляция и пр.). Их социальные детерминанты, способы рационализации и защиты, возможность преодоления
9. Агрессия, насилие, ненависть и преступность в современном обществе: «биологическая» vs «социальная» интерпретации. Исторический и кросс-культурный подход к их динамике.
10. «Происхождение человека» с «Происхождением семьи...» Энгельса — что подтверждается через 130 лет и что нет?
11. Мозг, личность и психика: кто ответственен за альтруизм-эгоизм, свободу выбора, и связанные с этим эмоции? Кто мысли и чувствует: мозг или действующее тело? «Нейромания» в развитых странах и её критика. Влияние культуры и структуры деятельности на когнитивные процессы, социальная обусловленность эмоций и др. человеческих качеств.
12. Социальное познание: конструирование «я», «мы», «они» и «чужие». Информационное и эмоциональное влияние на эти процессы. Оценка рисков и выигрышей при принятии решений обычными людьми и экспертами (поведенческая экономика). Системы 1 и 2: социальные регуляторы соотношения между ними. Психология пропаганды и/или резистентности к ней — использование всего вышеперечисленного.
13. Различия «по принадлежности» (гендерные, национальные, расовые) — отдельная сущность или производны от класса и/или социального статуса? Психобиология гендерной социализации. Нация — естественное образование или социальный конструкт (от популяции к воображаемому сообществу). «Честный расизм», нейросексизм и другие способы как бы научной легитимизации предрассудков.
14. Обсуждение «естественности» общественных установлений. Биологические «обоснования» эгоизма и альтруизма, равенства-неравенства, свободы-подчинения авторитету, капитализма-социализма — что с ними не так и почему они так популярны сегодня?
Сведения о лекторе:
Фридман Владимир Семёнович – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; сооснователь научно-популярного сайта «Социальный компас»; автор многих работ по вопросам орнитологии, этологии, теории эволюции, охраны природы и методологии естествознания, в том числе книг: «Глобальный экологический кризис», «От стимула к символу: сигналы в коммуникации позвоночных», «Логика для биологов» (в соавторстве), «Урбанизация «диких» видов птиц в контексте эволюции урболандшафта» (в соавторстве).
ЖЖ
ВК
FB
1 view
1027
280
7 days ago 00:27:11 1
Аудиокнига “Адекватное питание“ Уголев А. М.
1 week ago 00:00:00 1
МАРАФОН ПО БИОСИНТЕЗУ БЕЛКА | РАЗБОР ОСТАЛЬНЫХ ТИПОВ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ ВСТРЕТЯТСЯ НА ЕГЭ 2025
1 week ago 01:17:51 2
ЭТИ 2 ХОДА ИЗМЕНИЛИ БУДУЩЕЕ 5G искусственный интеллект Черниговская Т.
2 weeks ago 01:05:02 1
Сладкое, спорт и новая информация: что помогает и разрушает мозг / Вячеслав Дубынин
2 weeks ago 01:13:08 1
Омоложение изнутри. Как сделать организм моложе на 17 лет и избавиться от болезней? Владимир Дадали
2 weeks ago 00:57:48 1
Кто убивает девушек в Нижнем Новгороде? Сатисфакция 21 | Серийный убийца | Нижегородский маньяк
2 weeks ago 01:16:24 1
Что показал генетический код 100 000 россиян? Профессор Константин Северинов о шокирующих открытия
2 weeks ago 00:59:23 2
Кураев: “Я вам скажу, что будет дальше“. О патриархе, Трампе, Эрнсте, большом обмане РПЦ, Навальном
2 weeks ago 00:23:01 1
Как формируется мозг и мышление ребенка? Татьяна Черниговская
2 weeks ago 01:26:05 1
Что нам врут про СОН? Как правильно спать, мифы и правила здорового сна | Владимир Ковальзон, учёный
2 weeks ago 00:01:43 2
Функциональное питание Siberian Wellness – рацион, который решает любые задачи!
2 weeks ago 00:19:15 1
Способность к языку у ДЕТЕЙ. Татьяна Черниговская
2 weeks ago 01:37:31 5
Спокойствие СОЗНАНИЯ, - ПУТЬ К ГАРМОНИИ... Татьяна Черниговская
2 weeks ago 02:45:52 1
Один из основателей бизнес-образования в России. Виталий Булавин про развитие и ненависть к серости
2 weeks ago 00:03:47 1
7 класс. Биология. Строение семян однодольных и двудольных растений
2 weeks ago 01:23:28 3
Почему люди так ненавидят друг друга? Смертная казнь, перенаселение, деградация вида! С.Дробышевский
3 weeks ago 00:22:41 1
ВАША КРОВЬ Раскроет Самые СОКРОВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ, ПОЧЕМУ Они Её Так ХОТЯТ?
3 weeks ago 03:16:48 1
НЕ ПЕЙ ЭТО! БАДы – СМЕРТЕЛЬНАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!? Профессор Дадали vs Ученый Алипов
3 weeks ago 00:24:18 1
РЕЦЕПТ молодости и упругого тела, о котором все МОЛЧАТ | 3 добавки, которые нужны КАЖДОМУ
3 weeks ago 01:51:32 8
Татьяна Черниговская: Почему мы никогда не узнаем правду о реальности?
3 weeks ago 02:37:17 1
Полное интервью Понасенкова с разбором: быдляшка-селюк папич переигран и уничтожен. 18+
3 weeks ago 01:05:59 1
Разбор задания 26 ОГЭ по биологии 2025
3 weeks ago 00:59:17 1
Как дожить до 100 лет БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ? /Сила натуральных витаминов и БАДов!
4 weeks ago 00:34:17 1
Как воспитывать и учить детей в новом мире? Татьяна Черниговская