Иконопись - матушка Мара

История иконописи. Начало иконописи следует относить к первым векам христианства, так как первые христиане уже употребляли священные изображения, хотя преимущественно символического характера: под угрозой гонений и преследований они скрывали свои священные изображения под символами17 . Это был первый период иконописи. Христине пользовались приемами, унаследованными от античного искусства, заимствовали из него формы, но вливали в них свое содержание; вот почему первый период иконописи носит античный характер. Так продолжалось до начала IV века, до торжества христианства, когда христиане получили возможность открыто выразить свои верования в священных изображениях. Отсюда начинается второй период христианской иконографии, период образования обширного круга «исторических священных изображений». Большинство создается вновь, некоторый переходят из первого периода, но античная форма последних перерождается в «византийскую». Античное искусство отличается мягкостью, легкостью, грациозностью форм, любовью к обнаженному телу, жизнерадостностью; в христианском искусстве изображаемым лицам сообщается важность, величие, строгость, – тело тщательно покрывается одеждами, под влиянием Востока усиливается любовь к блеску, золоту, одежда изображаемых святых покрывается драгоценными камнями. Так, прежний тип Спасителя – в виде молодого человека – с IV в. изменяется: лицо принимает строгое выражение, волосы становятся длиннее с пробором посредине, появляется борода, крещатый нимб – черты, в которых Спаситель изображается в христианском искусстве до настоящего времени. Такое же величие характеризует византийский тип Богоматери с IV по V в.
Back to Top