Юрий Гуляев - Песня о неоткрытых островах (1968, радиозапись)

“Песня о неоткрытых островах“ Музыка - Игорь Шамо Слова - Л. Смирнов Использована радиозапись, полная версия песни с 3-м куплетом, который не вошёл в аудиодорожку винилового диска (Мелодия 33Д 00021735-36) Монтаж и постмастеринг - Бешеный Карпыч 2019 год. Ассиметрия сцены сделана сознательно. Рекомендуется прослушивать через наушники, предварительно скачав ролик. При онлайн прослушивании качество звука заметно снижается. Уникальная песня без слабых мест: и по композиции, и по тексту и по аранжировке. Ну а про вокал Гуляева в этой работе можно говорить лишь в превосходной степени. Эта песня - будто продолжение спетых за два года до неё пахмутовских “Орлят“, но, на мой взгляд, превосходит их по музыке. Ох, непростой был композитор Игорь Шамо, мог удивить! В возрасте 10 лет по рекомендации известного педагога Д.Писаревского, отбиравшего наиболее одарённых детей, он был принят в музыкальную десятилетку, открытие которой состоялось 1 сентября 1935 года. Одним из первых самостоятельных сочинений юного композитора стала “Русская фантазия“ для фортепиано. По окончанию школы в 1941 году из-за войны не сбылись планы поступления в консерваторию. Отец и брат ушли на фронт, а Игоря с матерью эвакуировали в Уфу, где он поступил в Первый Московский мединститут, эвакуированный в этот город. В мае 1942-го Шамо ушёл добровольцем на фронт. С 1-м Украинским фронтом в составе медбатальона военный фельдшер Игорь Шамо прошёл всю войну от Волги до Берлина, был демобилизован лишь через год после Победы, находясь в Австрии по запросу профессоров Киевской консерватории. В 1948 году, ещё будучи студентом консерватории, Шамо был принят в Союз композиторов. В период учёбы он работал в самодеятельном театре завода «Арсенал», где делал музыкальное оформление спектаклей, и на радио, куда представлял различные инструментовки и аранжировки. По вечерам играл в ресторане, а ночью писал музыку для физкультурных праздников, радиоспектаклей, кинохроники. В 1951 году Шамо окончил консерваторию и до конца своих дней работал в родном Киеве. Он автор симфоний, ораторий, фортепианных произведений, музыки к кинофильмам и пр. Всю жизнь композитор тяготел к крупным формам, но если брался за песню, то мог сотворить и шедевр. Он всю жизнь провёл в Киеве и, к сожалению, большинство его песен так и остались нераскрыты ввиду недостаточного уровня их исполнения. Но одна его песня прозвучала на всю страну и осталась в памяти как одна из самых пронзительных песен эпохи. Называется она “Товарищ песня“ из кинофильма про Павку Корчагина. При внешней простоте мелодии она имела одну особенность, которая резко отличала и возвышала её над десятками маршеобразных песняков,звучавшими тогда изо всех электрических приборов. И люди сразу чувствовали эту особенность, я помню как в кинозале менялись их лица, когда она начинала звучать, даже те, кто скучал и не хотел смотреть сам фильм, песню слушали с замиранием. Я бы назвал эту особенность - пульсация. Да, его лучшие песни имеют особую пульсирующую мелодическую основу, композитор настолько мастерски ей играет, что даже внешне простая песня может превратиться в шедевр, если исполнитель почувствует и раскроет эту особенность. Юрий Гуляев смог это сделать, и “Бригантина“ запульсировала, задышала в его исполнении. Была ещё одна песня Игоря Шамо, которой повезло с исполнением, это “Прощание“ Тамары Миансаровой. В этом случае тоже произошло совпадение нервов, и песня подняла за собой певицу на высочайший уровень. В те годы на таком уровне работала разве что Анна Герман. Но эта песня осталась единственной в таком роде в творчестве Миансаровой. К сожалению, Тамара Григорьевна напела такое количество полнейшей бездарной ерунды, что под ней похоронила свой драматический талант, который у неё оказывается был.
Back to Top