Галактика THX-1138 (США - 1971г.)

Режиссер Джордж Лукас Сценарий Уолтер Мёрч, Джордж Лукас В ролях Роберт Дювалл, Дональд Плезенс, Дон Педро Колли, Мэгги МакОми, Иэн Вульф, Маршалл Эфрон, Сид Хэйг, Джон Пирс, Ирен Форрест В мире будущего имена людям заменяют числа. Тоталитарная система оставляет каждому лишь горстку прав: работать, развлекаться, потреблять. Однажды номер THX-1138 обретает нечто большее, чем позволено - любовь. Когда у него отнимают любимую, THX-1138 решает выйти из системы... Лукас преподносит свой мир как стандартную антиутопию – в нём людям присваивают номера вместо имён, расселяют по двое в тесные помещения с белыми стенами и незатейливой мебелью, ежедневно пичкают таблетками. Здесь программируют личность и поведение, а за каждым шагом следят сенсоры и видеокамеры, поэтому ни о какой свободе не может идти и речи. Здесь не люди, а винтики в постоянно работающем механизме. Самое главное, что никто никого не заставляет работать в поте лица или до изнеможения, наоборот – все усилия приложены для того, чтобы все винтики были смазаны и не прокручивались. Достаточно открыть настенный шкафчик с лекарствами и обозначить свою проблему в черный кружок видеокамеры и консультации по поводу необходимой дозы определённого препарата не заставят себя ждать. Так же существует подобие исповедальни – как будто в этом мире действительно есть, во что верить. С каждым новым образом и шипящим словом технических радиопереговоров перспектива оказаться на месте рабочего винтика не вызывает радостных чувств. Однако и в этой, казалось бы, чётко отлаженной системе иногда происходят сбои. Появляются эмоции и желания, пробуждаются притуплённые инстинкты. Механизм разлаживается, эффективность работы падает, зато растут расходы. Этого система не может позволить ни при каких обстоятельствах. Она прописывает «больным» усиленные дозы лекарств, изолирует и уничтожает – в крайнем случае. У загнанных в угол «бунтарей» есть только два выхода – «вылечиться» или бежать. Для того чтобы бороться с системой нужно гораздо больше сил и возможностей. Традиционные для жанра моменты – осознание героем собственной ничтожности, попытка сопротивляться, страдания человека, ставшего неугодным для системы, и, наконец, бегство – всё это Лукас показывает в восхитительно подобранном визуальном ряде. Сама система выглядит так, как и должна выглядеть – всевозможные мониторы и датчики, лампочки и катушки, экраны и манипуляторы. Всё это движется и функционирует, создавая ощущение полной механизации. Касательно спецэффектов, то для 71 года это просто безупречно. Никак не ожидаешь увидеть настолько качественную обработку финального преследования. В фильме в специальных кабинках для исповедей в качестве изображения божества используется образ из картины Ганса Мемлинга «Христос благословляющий» (1478). Джордж Лукас впоследствии в своих работах несколько раз делал ссылки на свой первый фильм. Так, в картине «Американские граффити» (American Graffiti, 1973) фигурирует номер автомобиля «THX 138». Руководителям студии «Warner Brothers» не понравился законченный вариант картины, и потому было принято решении о сокращении экранного времени фильма и уменьшении бюджета на маркетинг. Картина снималась в Сан-Франциско, Беркли и Сан-Рафаэле – городах штата Калифорния. Этот фильм является расширенной версией 15-минутной студенческой дипломной работы режиссера «ТНХ 1138 4ЕВ», которая заслужила высокие оценки и возможность сделать полнометражную версию на студии Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola) «American Zoetrope», для которой эта картина стала первой. В 2004 году вышла обновленная режиссерская версия фильма на DVD с дополнительными сценами и цифровыми спецэффектами, продолжительность 88 минут. Фрагменты звуковой дорожки к фильму (эпизод избиения человека тюремной охраной) были использованы музыкантом Трентом Резнером (Nine Inch Nails) в альбоме The Downward Spiral, композиция «Mr Self Destruct». В финальной сцене фильма используется музыка из первой части «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. В качестве бритых наголо рядовых граждан в фильме снялись пациенты калифорнийского реабилитационного центра для наркоманов Synanon. По замыслу Джорджа Лукаса герои являются воплощением понятий секс и любовь, что нашло отражение в имена главных героев — THX и LUH, которые соответственно созвучны словам sex и love. Сцена преследования беглецов андроидами-полицейскими была снята в автоматном зале крупной АТС, т.е. бесконечные ряды таинственной и зловещей электронной машинерии являлись обычным телефонным оборудованием.
Back to Top