15 февраля исполняется 118 лет со дня рождения советского татарского поэта, коммуниста, Героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля.
Родился Муса Джалиль в 1906 году, шестым ребенком, в простой крестьянской семье, в деревне Мустафино Оренбургской губернии.
Учиться он пошел в 6 лет. Был способным ребёнком, за год он овладел азами грамоты начальной школы и вызубрил наизусть несколько глав Корана. В 9 лет начал писать стихи. В это же время, Муса поступил в медресе в г. Оренбурге. Эти годы совпали с периодами социальных потрясений. Сама жизнь давала подростку наглядные уроки классовой борьбы. Муса на левом фланге учащихся пишет стихи, памфлеты, обличает мулл, баев, воспевает солнце свободы. Муса ходил на городские митинги и собрания, жадно читал газеты и большевистские брошюры.
В 1919 году, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге была создана комсомольская организация, 13-летний Муса вступает в ее ряды. Он рвётся на фронт, но еще мал и его не берут. Муса возвращается в родную деревню, создает там детскую коммунистическую организацию, куда вошло около 40 мальчишек и девчонок. Они ставили в деревне спектакли, проводили вечера, собрания, митинги, выпускали стенгазету и рукописный журнал.
В 1929 году Муса Джалиль вступил в Коммунистическую партию. Он был образованным человеком, окончил Оренбургскую военно-партийную школу, Татарский институт народного образования, Московский государственный университет. С 1927 по 1938 год он жил и работал в Москве, а затем возвратился в Казань, где стоял у истоков открытия первого Татарского оперного театра. В 1939—1941 годах работал ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР.
Когда началась Великая Отечественная война, Муса Джалиль на второй день отнес в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен и попал в плен.
Из числа военнопленных гитлеровцы насильно создавали национальные легионы для использования их в военных действиях. В работе по созданию национальных легионов гитлеровцы решили использовать представителей национальной интеллигенции, офицеров из числа военнопленных.
Однако, они не оправдали надежды гитлеровцев и в конце 1942 года патриоты – мусульмане создали подпольную антифашистскую организацию легиона «Идель-Урал». Муса Джалиль был духовным лидером подпольной группы, да и всех военнопленных татар и башкир.
Джалиловцы держали тесную связь с берлинскими, французскими подпольщиками, получали от них необходимую информацию. Под видом агитационных концертов ездили по лагерям и вели антифашистскую агитацию. Джалиловцы, имея доступ к типографии, печатали антифашистские листовки, под носом у ищеек гитлеровской контрразведки. Имея доступ к радио, джалиловцы получали сводки Советского информбюро и доводили их до военнопленных.
Подпольная работа джалиловцев принесла свой положительный результат уже в начале 1943 года. Первый же батальон Волго-татарского легиона численностью около 900 татар и башкир, посланный на Восточный фронт, поднял восстание, перебил немецких офицеров и влился в отряд белорусских партизан.
На 14 августа 1943 года, через несколько дней после победы на Курской дуге, подпольной группой джалиловцев было назначено широкомасштабное восстание в нескольких концентрационных лагерях. На последней встрече подпольщиков, Джалиль сообщил, что установлена связь с партизанами, с Красной армией. Но, подпольная группа была раскрыта. И всего за четыре дня до восстания, Джалиль и большинство его товарищей были арестованы и заключены в Моабитскую тюрьму, затем их перевели в берлинскую тюрьму «Плётцензее».
В тюрьме Джалиля били, пытали электрическим током, но никакие муки, никакие страдания и пытки не могли сломить могучего духа поэта. Джалиль не сдавался. Его оружием были стихи. Основная мысль стихов, написанных в Моабитской тюрьме: фашизм по самой своей природе несовместим с жизнью на земле и потому обречен.
25 августа 1944 года Джалиль, вместе с другими его товарищами, был казнен, отрубанием головы на гильотине. Джалиловцы, даже перед лицом мученической смерти, не предали товарищей, которых не раскрыли фашисты.И приняли смерть, как герои. Джалиль писал: “Я не боюсь смерти. Есть жизнь после смерти в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим заслужил эту другую жизнь “жизнь после смерти“... Слова эти оказались пророческими. Джалиль продолжает жить с нами и сегодня. Его стихи также актуальны, как и много лет назад. Они учат нас жизни, зовут к борьбе.
Всё дальше уходит время со дня гибели Мусы Джалиля. Но не меркнет его подвиг - пример подлинного мужества, верности коммунистическим идеалам, верности Родине, своему народу.
Мы кланяемся его подвигу и даём клятву продолжить его правое дело за спасение Родины, за справедливое общество - социализм, за достойную жизнь, которая у нас была при социализме, цена которой была жизнь Джалиля и его товарищей, и миллионов советских людей.
Никто не забыт! Ничто не забыто! Вечная память и слава героям!