Конференция 2062 - Михаил Поваляев: “Почему не надо готовить человека для рынка труда“

Основатель Филипповской школы и Университета Дмитрия Пожарского Михаил Поваляев: “Почему не надо готовить человека для рынка труда“. В России 2062 есть такие мысли на тему того, каким должен быть университет? Сейчас основные ответы на вопросы о том, каким должно быть высшее образование вертятся вокруг того, где может проходить адекватная граница «твёрдых» и «мягких» навыков. И объясняется это тем, что мир постоянно и быстро меняется и надо успевать за его изменениями и приспосабливаться и это важнейшая часть современных человеческих умений. Одновременно существует устойчивый дискурс о том, что весь этот стремительно меняющейся мир устроен как-то не так и давно противоречит логике устойчивого развития (не только и не столько в смысле ESG) человечества. И так жить нельзя ни в социо-культурном, ни в экономическом, ни в экологическом смысле. То есть весь этот стремительно меняющейся мир, для которого высшее образование готовит человека, не совместим с устойчивым развитием. Фактически это означает, что даже самый прекрасный современный университет готовит человека-продукт для рынка труда, который стремительно меняясь, продолжает настойчиво вести человечество куда-то не туда. Идем дальше. Что может прервать этот порочный круг? Уж точно не продолжение поиска баланса мягкого и твёрдого. Чтобы появились люди, способные вывести человечество из этой бесконечной гонки в пропасть, нам нужно высшее образование вовсе не связанное с парадигмой «подготовка студента для рынка труда». Пусть этим занимается специальное, корпоративное и прочее образование. Настоящий Большой Университет должен вырвать студента из этой реальности, оторвать от копошения в сиюминутных деталях той или сферы. Показать ему то, как устроен мир целиком, научить цельному мышлению. Вот прекрасная цитата Льва Гумилёв на эту тему: «В 18-19 веках благодаря дифференциации наук было накоплено огромное количество знаний, к началу 20 века ставшее необозримым. Образно говоря, могучая река Науки была пущена в ирригационные арыки. Животворная влага оросила территорию, но озеро, ранее ею питаемое, то есть цельное мировоззрение, высохло». Нам, кровь из носу, нужно вернуться к производству людей, обладающих цельным мировоззрением. Большой Университет должен снова запустить животворную влагу в озеро этого самого цельного мировоззрения. И это имеет прямое отношение к нуждам реальности нашей. Только такие университеты смогут нам дать тех, кто, перманентно осмысляя происходящее с высоты цельного мировоззрения, выведет человечество из тупика, из бесконечного и пока бестолкового поиска выхода на устойчивое развитие цивилизации. Рынок труда как-то разберётся и даже если не очень разберётся и наш общий скоростной цивилизационный забег в попасть немного притормозится из-за этого - не беда. А вот вырваться из онтологической безумной смертельной спешки можно только, если человечество научится производить профессионалов нового типа - цельно и глубоко, очень глубоко мыслящих людей. В докладе на Конференции 2062 Михаил Поваляев развивает мысль об Университете - как об институции, цель которой не создание специалистов в той или иной области, а производство глубоко образованных людей.
Back to Top