11 сентября 1973 год. 5 песо, ЧИЛИ

Тяжелейшие испытания выпали на долю моряков судна «Эклиптика». С целью оказать реальную поддержку правительству Чили, в августе 1971г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области рыбной промышленности между нашими странами, а в сентябре 1971г. соглашение о развитии рыбного хозяйства. Американцы отреагировали очень нервно, еще в феврале 1971г. американская газета «Вашингтон пост» заявила, что СССР вместе со строительством рыбного порта в Чили «готовится создать свою военную базу». И это «прелюдия к появлению кораблей советского военного флота у тихоокеанских берегов Южной Америки». Но вместо предсказанных американцами военных кораблей с весны 1972г. в Чили начали работу три советских больших морозильных рыболовных траулера (БМРТ) «Лев Толстой», «Станюкович» и «Хрусталь». Всю до единого килограмма рыбу они поставляли чилийцам, добыв за полтора года к сентябрю 1973г. 36 тысяч тонн рыбы. Советское научно-исследовательское поисковое судно «Эклиптика» вело исследовательский поиск рыбы в прибрежных чилийских водах. Но в начале сентября «Эклиптика» неподалеку от порта Вальпараисо потерпела аварию. После аварии часть экипажа была отправлена самолетом на родину, а 13 человек во главе с капитаном В.А.Афиногеновым остались для устранения повреждений. 11 сентября, когда все уже было готово к снятию судна с мели, в стране произошел военный переворот. В 17 часов в отель «Пратт», где проживали советские моряки, ворвался отряд чилийских морских пехотинцев. В руках - готовое к действию оружие. «Выходите, вы арестованы, - орал офицер, размахивая пистолетом. - За неповиновение - расстрел на месте!» Наши моряки - капитан В.Афиногенов, первый помощник В.Степанов, старпом В.Котовсиков, второй помощник Н.Пузыня, старший механик Н.Войтко, третий механик Я.Агеев, боцман В.Медведик, матросы А.Шарков, С.Жужгин, М.Чернявский, электромеханик В.Ильин, рефрижераторный механик Н.Халиман и начальник радиостанции С.Юралевич - все как один проявили мужество и выдержку. Моряков окружили плотным кольцом и, подталкивая прикладами и штыками, загнали в кузов огромного военного грузовика. Сперва их повезли за город к карьеру для инсценировки расстрела, чтобы запугать моряков, потом привезли на стадион, ставший тюрьмой. После поездки по городу их привезли в военную часть гавани, там путчисты устроили тюрьмы в трюмах кораблей. В гавани наших моряков силой заставили лечь лицом вниз прямо на пристани, при этом моряков били прикладами и кололи штыками четыре часа. После этого военные стали насильно заталкивать людей в трюм транспортного судна «Майпо», приспособленного под тюрьму. Боцман В.Медведик шел первым, подавая пример остальным. Он поднимался по трапу медленным шагом, опустив руки, несмотря на то, что его били прикладами, всем своим видом выражая презрение к тюремщикам. Глядя на боцмана, опустили руки и остальные. Так и прошли под градом ударов. Когда подошли к горловине трюма, морякам приказали спускаться. Но когда боцман наклонился, чтобы нащупать ступеньку трапа, к нему подскочил солдат и ударом приклада столкнул вниз с шестиметровой высоты. Он чудом остался жив, получив тяжелые увечья. То же произошло и с рефрижераторным механиком Н.Халиманом. Капитан 3 ранга Фернандо Камо, назначенный хунтой новым военно-морским губернатором Вальпараисо, получил требование о немедленном освобождении экипажа «Эклиптика» на следующее же утро после переворота. Заверив представителя Минрыбхоза СССР в Чили Рудольфа Стрельбицкого в том, что все будет сделано без проволочек, он, однако, не спешил выполнять свое обещание. После долгой бессонной ночи, проведенной в трюме, моряки находились на палубе плавучей тюрьмы почти целый день. Пока за ними не приехал автобус, и под охраной автоматчиков их доставили в здание Военно-морской академии Чили, а В.Медведика поместили в госпиталь. После того, как морякам отдали паспорта моряков загранплавания, им разрешили вернуться в отель, где они находились еще неделю на положении арестантов. После настойчивых требований работников посольства СССР всех членов экипажа переправили на борт калининградского БРМТ «Станюкович». На нем они и вернулись к родным берегам.
В начало