Павел Пепперштейн
Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье
МАММ
Павел Пепперштейн — один из самых ярких и известных российских художников. Также он является писателем, поэтом и теоретиком современного искусства. Будучи сыном классика российского искусства Виктора Пивоварова и детской писательницы и книжного иллюстратора Ирины Пивоваровой, в своем творчестве он продолжает традиции московского романтического концептуализма. Создатель арт-группы Инспекция «Медицинская герменевтика» сегодня работает в группе ППСС совместно с Соней Стереостырски. С 1990-х годов развивает принципы придуманного им направления «психоделический реализм». Участник российского павильона на 53-й Венецианской биеннале 2009 года.
В 2020 году в рамках детской издательской программы V–A–C Press вышла книга «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Павла Пепперштейна, а в 2024 году — «Алиса в Зазеркалье». Для художника это одни из самых важных и любимых книг, перечитанные им бесчисленное количество раз. Знаменитая сказка для детей и взрослых, впервые опубликованная в 1865 году в викторианской Англии, выдержавшая огромное количество переизданий на всех языках мира, безусловно, близка художественной вселенной Павла Пепперштейна. Поставив перед собой задачу проиллюстрировать сказки об Алисе, он продолжил и развил традиции советской детской иллюстрации, которой с 1960-х годов занимались будущие классики российского и мирового современного искусства, а некогда представители советского андеграунда, такие художники, как Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие.
Становление московского романтического концептуализма напрямую связано с опытом его основателей в области детской книжной иллюстрации. Эта профессиональная деятельность помогла художникам-концептуалистам найти изобразительный язык, который пригодился им для создания собственных художественных миров, где воображаемая и игровая реальность находят максимальное выражение. А ведь мы знаем, что механизмы творчества и детской игры глубоко связаны между собой на психологическом, социальном и даже нейронном уровнях.
В экспозиции МАММ представлены рисунки к двум книгам Льюиса Кэрролла, а также картины, так или иначе связанные с повествованием об Алисе. Можно заметить, если сравнить выставленные рисунки с книжными иллюстрациями, что многие из этих рисунков на выставке обрели цвет.
Сказки Кэрролла — мир снов и иллюзий, детализированный в традициях викторианской эпохи, наполненный абстрактными математическими и философскими парадоксами, ведь их автор, Льюис Кэррол, — математик, создатель игр, головоломок и логических парадоксов. Одним из таких парадоксов в Стране Чудес и в Зазеркалье оказывается игра с масштабами, где все может бесконечно уменьшаться или увеличиваться, меняя оптику нашего восприятия, приближая или бесконечно отдаляя от нас предмет рассмотрения. Создавая картины на основе собственных рисунков к «Алисе», Павел Пепперштейн также работает с разными масштабами. Для сравнения, в скульптурах Джеффа Кунса мы также нередко сталкиваемся с подобным приемом: маленькая детская игрушка, созданная в увеличенном формате и в другом материале, воспринимается принципиально иначе.
У Пепперштейна в картинах меняется не только формат, а значит и наша позиция наблюдения, но и детали, которые чрезвычайно важны для его художественного мира. В его картинах из цикла, посвященного «Алисе», появляются элементы супрематических конструкций. Супрематизм как величайшее достижение русского авангарда во многом строился на основе математических принципов, которые заложены и в сказках Кэрролла. Но если в начале XX века супрематизм был течением, задающим вектор движения в будущее, то сегодня, когда искусство стоит перед поиском новых утопических концепций, наследие супрематизма воспринимается, по словам Пепперштейна, как «космический мусор, вращающийся на околоземной орбите». Элементы супрематизма — супремы — нетленны: они попали в пространство истории искусства, но до сих пор являются питательной средой, из которой, возможно, вырастут новые утопии.
15/10/24
20 views
773
446
4 weeks ago 00:50:52 8
“УЖЕ ХОТЬ ЧТО-ТО“ — Пока не то
1 month ago 00:14:55 1
Бантики из репсовых лент в школу и на каждый день МК КАНЗАШИ DIY HAIR BOWS LAÇO DE fita
1 month ago 00:00:00 14
Русский рок под гитару 110125
1 month ago 00:02:37 1
ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО 2. Дочь Алисы! (GUEST FROM THE FUTURE 2. Daughter of Alisa!)
1 month ago 01:09:03 1
СНЕГОПАД НОВИНОК ❄ НОВЫЕ ПЕСНИ ❄ 2025 ❄ САМЫЕ НОВЫЕ ХИТЫ ❄
1 month ago 01:43:08 16
КРЕАТИВНАЯ РЕКЛАМА | Какие идеи покупают и чего хотят бренды сегодня?
1 month ago 00:06:41 1
Анимационный фильм «Рождественская звезда»
1 month ago 00:02:27 1
Ваня Дмитриенко - Вишнёвый (ПРЕМЬЕРА КЛИПА)
1 month ago 01:17:38 1
Зачем знать свои прошлые жизни? Выпуск 19. Школа Долгой Жизни Михаила Советова.
2 months ago 02:05:13 1
С НОВЫМ ГОДОМ!!! ЗАЖИГАЕМ ПОД КУРАНТЫ!!! @dushevniyshanson
2 months ago 00:04:29 1
Как Алиса сдаст вас врагам и почему это опасно даже для “законопослушных“ людей. Пример из жизни
2 months ago 00:00:44 1
Приглашаем в школу танцев
2 months ago 00:04:52 8
Алиса, прости... Juhanen - Полёт в Прекрасное далёко
2 months ago 00:03:50 1
Заточка — Петь блюз (Official Music Video)
2 months ago 00:03:51 1
“Тайна третьей планеты“ (синематик AI трейлер, адаптация советского м/ф)
2 months ago 00:14:59 2
📕 НЕИЗВЕСТНАЯ ПОВЕСТЬ АВТОРА “БЕСКОНЕЧНОГО ЛЕТА“ ➤ “Долгая дорога домой“ / 🔥 Апокалипсис Ритана 🔥
2 months ago 00:08:08 1
Нашему проекту 4 года! День рождения галереи «Контраст» 15 декабря 2024 г.
2 months ago 00:24:44 1
Гарри Поттер и проклятые зумеры
2 months ago 00:03:45 1
АЛЬТУШКА ДЛЯ СКУФА: новогоднее знакомство 🎄(анимация)
2 months ago 00:12:04 1
ТОП 5 ГОЛОС ДЕТИ ЛУЧШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ!!! Слепые Прослушивания.
2 months ago 00:31:34 1
Пиратская республика СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ - Вятка // Redroom
2 months ago 01:22:08 2
На чем сидит Россия | Популярнейший ***, влияние на мозг, при чем здесь Израиль и эмигранты
2 months ago 00:24:13 1
ВСТРЕТИЛ БРАТА БЛИЗНЕЦА ОТ ЗЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ В SCHOOLBOY RUNAWAY В МАЙНКРАФТ!
3 months ago 01:19:58 1
Росла в монастыре Сергия Романова и не могла уйти. Побои, манипуляции и ложь.Помолчим в кавычках #22