Игорь Шелковский
Небесный город
МАММ
Игорь Шелковский — выдающийся современный художник, скульптор, классик отечественного и мирового искусства. C 1979 по 1986 год — издатель и редактор легендарного журнала «А-Я».
Масштабная ретроспективная выставка в МАММ охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 1960–1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника.
Игорь Шелковский родился в 1937 году. В 1954-м поступил на театральное отделение Московского художественного училища памяти 1905 года. Руководителем его курса был конструктивист Виктор Шестаков, в 1920-е годы работавший главным художником в театре Всеволода Мейерхольда.
Еще во время учебы Шелковский увлекся беспредметным искусством, сблизившись с кругом художника Владимира Слепяна, куда входили ключевые фигуры послевоенного абстракционизма — Юрий Злотников и Борис Турецкий. В это же время Шелковский познакомился с самобытным живописцем Федором Семеновым-Амурским, который стал одним из его главных учителей.
В 1962–1966 годах Шелковский работал художником-реставратором в Московском Кремле и Великом Новгороде, где восстанавливал росписи Софийского собора и фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Опыт этой работы дал ему импульс к собственным художественным экспериментам. В своем творчестве он, в частности, будет опираться на иконописную технику — при́порох. Древнерусские мастера прокалывали иглой контуры изображения на бумаге, прикладывали лист к левкасной (грунтованной) поверхности, набивали в отверстия угольный порошок и получали точечный рисунок для последующей обводки. Пунктирные и перфорированные изображения Шелковского «включают» восприятие зрителя, выводя его из позиции пассивного наблюдателя, и, по словам художника, «активизируют глаз, дают ему возможность поблуждать в поисках целого и самому организовать его».
Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.
Первое знакомство Шелковского с русским авангардом состоялось еще в 1960-е годы в период работы реставратором, когда ему разрешили посетить запасники Третьяковской галереи. Произведения Марка Шагала, Василия Кандинского и других модернистов произвели на него ошеломляющее впечатление.
Конец 1960-х – начало 1970-х годов — поворотный этап в биографии Шелковского. Во время поездки в Дом творчества для скульпторов в Переславле-Залесском он познакомился с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым, Ростиславом Лебедевым, Борисом Орловым.
Впрочем, трехмерные композиции Шелковского сохраняют непосредственную связь с его живописью. Он переводит в объем вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой. Так, в рельефах из серии «Летние дни» классический пейзаж трансформируется в условную, обобщенную модель ландшафта, а «Облака», вдохновленные одноименным пейзажем Архипа Куинджи, становятся объемной и упорядоченной структурой.
В 1975 году произошла судьбоносная встреча Шелковского с коллекционером Георгием Костаки, который сразу же увидел в художнике продолжателя традиций русского авангарда и приобрел три скульптуры для своего собрания. Одна из них ныне находится в коллекции Музея AZ и представлена на выставке. Побывав в квартире Костаки, Шелковский оказался в музее авангарда: от пола до потолка стены были увешаны шедеврами Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других. Его насмотренный, сформированный русским авангардом взгляд был очень важен для Шелковского. Этот период стал невероятно плодотворным для художника.
Наиболее точное определение своим скульптурам дал сам Шелковский, назвав их «рисунками в воздухе». «Меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет». Художник подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, «имеет точкой отправления какую-то реальность».
Закономерно, что тема города — одна из сквозных в творчестве Шелковского. Энергетические пульсации городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов. Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича. Предельно упорядоченные, пластически выверенные города Шелковского гармонизируют естественную и рукотворную природу.
15/10/24
1 view
709
229
3 weeks ago 00:04:18 1
Группа Альфа - Жительство на небесах (2017)
3 weeks ago 00:02:41 1
Небесный город в телескопе Хаббл
3 weeks ago 00:06:30 1
Виктор Цой — Спокойная ночь
3 weeks ago 00:17:44 1
Революция. Большевики. Масоны. Невиданные чудеса Божьи во времена смутных времён
3 weeks ago 00:57:49 15
“К Отцу через Сына“ - Андрей Дириенко -
3 weeks ago 00:20:16 1
ГОРНЫЙ ВОЗДУХ 23/24 открытие.Трассы.Падения.Парк Гагарина | Декабрь 2023 в Южно-Сахалинске
3 weeks ago 00:18:28 1
Горный Воздух, Южно-Сахалинск. [Тревел влог]
3 weeks ago 00:02:49 1
ПЕСНЯ - Мой Господь надо мной распростёр небеса (1)