НОВОСТИ |Наше Отечество

Профессор и политолог Вардан Багдасарян об учителе: К сожалению, мы попали в ловушки. Эти ловушки были расставлены по всем сферам жизни. И в том числе, они были поставлены в отношении педагогики. Это был перенос западных подходов в педагогику, и, прежде всего, концепции свободного воспитания. Суть концепции свободного воспитания — ребёнок может сам выбирать, что для него хорошо, что плохо. Надо его заинтересовать. Учитель, в лучшем случае, это мотиватор и навигатор. Надо исходить из потребностей ребёнка и не надо насиловать личность. Он сам всё знает и сам всё выберет. Но наша система педагогики была совершенно другой. Пётр Лесгафт — выдающийся педагог. А на трудах Лесгафта потом будет выстроена вся система советского спорта. Он иронизировал, что это значит выходить из потребностей ребёнка? Сегодня ребёнок захочет конфету, завтра конфету с ромом, потом ром с конфетой, а потом вообще один ром. В действительности, по Лесгафту всё так и происходит. Наша школа была другой — это идея не свободу дать ребёнку, а наоборот, ребёнка надо вести. Наша школа была школой идеального, надо вести к этому идеалу. А ребёнок всегда будет сопротивляться, потому что развитие, это всегда выход из состояния комфорта. Преодолеть себя. И только через преодоление себя можно достигнуть успехов. На этом была выстроена, в том числе, система советской школы. Часто цитируют слова Кеннеди о том, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой. Эти слова ведь действительно отражали одно из самых выдающихся достижений нашей цивилизации. Это система советской школы. И поэтому слова Путина прошлого года о том, что надо взять лучшее из нашей педагогической традиции, из нашей системы образования, они сегодня как никогда, в условиях СВО, актуализируются. И может быть, это одна из самых главных задач, которая в перспективе перед нами стоит.
Back to Top