В.Спиваков о Г.Гульде (копия @tvkultura)

Невероятное повествование Владимира Спивакова! Гленн Гульд (1932-1982) – канадский пианист и композитор, величайший исполнитель произведений Баха на органе. Он был одним из первых зарубежных музыкантов, посетивших Советский Союз в период «оттепели». Из России он уезжал с любовью и надеждой, что когда-нибудь он снова сюда вернется. Биография Гленна Гульда – это история жизни человека, посвятившего всего себя искусству музыки. Он родился в крупнейшем городе Канады Торонто, но всегда мечтал избавиться от шума и суеты, уехав подальше на Север. Бескрайние канадские леса и обледенелые вершины гор привлекали его спокойствием и величавостью. Его жизненный выбор был определен с самого детства. Родители – музыканты с богатой родословной. Мама была внучатой племянницей самого Эдварда Грига. Семья всячески поощряла маленького Гленна заниматься музыкой. Первое публичное выступление юного пианиста состоялось в 1938 году, когда ему исполнилось всего 5 лет. Домашние занятия приносили ему пользу, но в возрасте 10 лет Гленн был отдан на обучение игре на органе к Фредерику Сильвестру в класс Торонтской консерватории, а спустя год основы игры на фортепиано ему стал преподавать канадский пианист и музыкальный педагог Альберто Герреро. Эти два мэтра окончательно определили дальнейшее развитие Гульда, как музыканта. Он вошел в историю мировой культуры, как неподражаемый интерпретатор произведений Баха и непревзойденный исполнитель сонат Бетховена. Его странная исполнительская манера заставила многих говорить об его эксцентричности. Во время игры он мог размахивать свободной рукой, как бы дирижируя невидимым оркестром. Во время записи он не оставлял привычки тихонько напевать мелодию, украшая ее разнообразными мелизмами, чем мешал звукорежиссеру и забавлял студийных слушателей. Кто же такой Гленн Гульд на самом деле? Это, прежде всего, гениальный пианист. Его игра была полностью лишена штампов. Его музыковедческие взгляды отличала нелюбовь к романтикам, снисходительное отношение к Моцарту и благоговение перед Бахом и Бетховеном. Он не принимал никаких социальных норм, эпатировал публику, жил так, как считал нужным. Такая свобода помогала ему оставаться самим собой в любой ситуации. Гленн Гульд официально начал карьеру в 1945 году. Его манера исполнения сразу стала узнаваемой во всем музыкальном мире. Он по-своему чувствовал и передавал материал, написанный великими композиторами. Врожденная скрытность и эпатажное поведение породило о нем немало слухов и домыслов. Среди самых известных его чудачеств было то, что он всегда возил с собой низкий стул, который сделали для него, когда он был ребенком. Гульд катастрофически боялся простуды, поэтому всегда ходил в пальто и надевал перчатки даже летом. Зато мог появиться на публике босиком, как неоднократно это делал на ведущих мировых сценах, например, в Карнеги Холле. Выступать с ним было непросто, особенно симфоническим оркестрам. Как гений, он оставлял за собой право вести музыкантов за собой, импровизировать, отступая от написанного текста. Он мог в одночасье придумать собственное произведение, представить его и исполнить во время концерта. Такие выступления больше напоминали соревнование, в процессе которого солист и дирижер боролись за первенство на сцене. В 1957 году Гульд принял предложение советского правительства дать несколько концертов в городах страны. Имя музыканта не было известно советским любителям классической музыки, поэтому на первый концерт, состоявшийся в Москве, едва ли набралось ползала. Однако, после антракта в театре не было свободного места. Зрители позвонили своим друзьям и знакомым, рассказали о том, что такого исполнения они еще не слышали. Концерт закончился под нескончаемые овации. Выступления канадского пианиста в других советских городах прошли с полным аншлагом. После концерта музыкант переживал совсем другие эмоции, просто сидя на сцене на своем низком стуле. В 1964 году Гленн Гульд к удивлению поклонников, завершил карьеру концертирующего музыканта. Ему было всего 32 года. Но он уже устал от нескончаемого соревнования с дирижерами и другими солистами, шумной публики, назойливых журналистов. Он выбрал одиночество и до конца своих дней работал только над студийными записями. В 1982 году через 2 дня после празднования «золотого» юбилея музыканта внезапно разбил инсульт. В результате кровоизлияния у него парализовало левую часть тела. Музицировать он не мог, жить без музыки тоже. Его состояние ухудшалось. Врачи генерального госпиталя Торонто не смогли добиться улучшения, мозг Гульда разрушался. Последствия инсульта оказались фатальными. #владимирспиваков #гленгульд #классики #спиваковрассказывает
Back to Top