Санкция на Пике Эйгера (США - 1975г.)

- Как вы считаете, мистер Боумен, зачем эти люди совершают восхождение: чтобы показать какие они храбрые или преодолеть комплекс неполноценности? - Мадам, не найти ли вам лучше хорошего мужика…это пошло бы вам на пользу. «The Eiger Sanction» — американский триллер, который снял режиссёр Клинт Иствуд. Сюжет основан на романе Рода Уитакера, известного под псевдонимом Trevanian. Несмотря на название, это не альпинистское кино, вроде отечественной «Вертикали» Говорухина. Попытка восхождения занимает лишь последние 30 минут и сосредоточена на детективной коллизии. В остальном это типичный приключенческий фильм с суровыми мужчинами-одиночками, красивыми (пусть и малочисленными со служебной функцией) женщинами, шпионами, эффектными съёмками и качественными трюками. Плохие персонажи — сплошь неполноценные уроды, трусы, шлюхи и гомосексуалисты. Вторых смыслов здесь нет и быть не может — толерантностью старина Иствуд не страдал никогда. Бывший секретный агент спецслужб Джонатан Хемлок теперь преподает в университете. Однажды его навещает старый знакомый по работе и предлагает выполнить еще одно задание. Дело в том, что в Швейцарии был убит агент-близкий друг Хемлока, у которого была похищена секретная формула новейшего биологического оружия. Спецслужбы хотят отомстить за смерть своего шпиона и вернуть формулу. Хемлок соглашается и отправляется в Альпы, где готовится экспедиция для восхождения на пик Эйгера, а среди альпинистов и находится убийца, личность которого нашему герою нужно установить… Отличный фильм. Первоначально главную роль должен был играть Пол Ньюман. Клинт Иствуд много тренировался в скалолазании, зато потом исполнил все свои трюки в фильме самостоятельно (кроме падения с 700-метровой высоты, естественно: тут сбросили куклу). Во время съемок погиб один из снимавшихся альпинистов (упал камень-валун), причем несколькими минутами раньше в этом месте находится Клинт Иствуд. Первоначально Иствуд просил сесть в режиссерское кресло своего друга Дона Сигела, так как сомневался в своих возможностях одновременно снимать и играть в таком наполненном сложными трюками фильме. После окончания съёмок Клинт Иствуд обвинил руководство Universal в неправильной маркетинговой политике, после чего перешёл в Warner Bros. Наверное, было бы лучше, если бы часть, посвященная финальному восхождению, занимала больше экранного времени. Тогда можно было бы оправдать название фильма. А так получается, что восхождение — это просто последний аккорд шпионской истории, а вовсе не ее стержень. При этом картина запоминается не только отличной актёрской игрой или сюжетом (который не без сюрпризов), а ещё и антуражем «патлатых» 70-х и великолепными закадровыми мелодиями Джона Уильямса. Есть ещё комичная сцена, в которой собачка нехорошего персонажа совершает действия сексуального характера в отношении ноги героя Иствуда. В общем и целом, «Санкция...» — это обычная шпионская история с безупречным протагонистом и его четко обозначенными врагами, с приятно закрученным сюжетом, хотя и страдающим некоторой невнятностью и рыхлостью. Клинт Иствуд, как всегда, сыграл положительного героя, у которого нет и никогда не было ошибок. У «Санкции..» есть зато особая притягательность, связанная с чёткой жанровой однополярностью, которой явно не хватает современным боевикам, более смахивающим на мелодрамы.
Back to Top