Династия Хасмонеев или Маккавеев, Межзаветный период иудеев в эпоху эллинизации и диадохов

Исповедующая Церковь это экуменическое сообщество для всех христиан, исповедующих Триединого Бога Отца, Сына Иисуса Христа и Духа Святого. Мы на платформах: Телеграмм Вконтакт основная группа Фейсбук Яндекс Дзен Ютуб @ConfessingChurchEcumenism Для пожертвований на служение нашего проекта реквизиты Сбербанка: 2202 2061 3132 2161 (Получатель: Ксения Александровна Л.) Эпоха между Ветхим и Новым Заветом Маккавеи и династия Хасмонеев После распада державы Александра Македонского диадохи поделили его империю и основали ряд своих эллинистических государств. Иудея оказалась во власти одного из самых нетерпимых к иноверцам эллинских государств Селевкидов Сирии. Они привели свою державу к крушению своей нетерпимостью к народам востока, которых они презирали как варваров. Они вводили насильственную эллинизацию, что приводило к восстаниям в их Азиатской державе. Маккавейское восстание началось в результате указов сирийского царя Антиоха IV Епифана. Он запретил иудеям исповедовать свою религию. Им было запрещено совершать обряд обрезания, приносить жертвы Богу, хранить субботу и соблюдать свои законы о пище и праздники. Списки их священного закона, Торы, были сожжены. Иерусалимский храм был осквернён тем, что в 167 г. до Р.Х. на жертвенник всесожжения был водружён языческий жертвенник. Иудеям также было велено поклоняться греческим богам. Наказанием за неповиновение этим указам была смерть, и это наказание безжалостно приводилось в исполнение (1 Мак. 1:41–64; Иосиф Флавий. Иудейские древности ). Начало мятежа Когда иудейское поклонение Богу было полностью подавлено, иудеи созрели для восстания. Мятеж началась в 166 г. до Р.Х. в городке Модин, где престарелый священник по имени Маттафия отказался подчиниться приказу сирийского чиновника совершить жертвоприношение на языческом жертвеннике. Когда другой иудей вызвался сделать это, Маттафия убил и его и сирийского чиновника. Затем Маттафия разрушил жертвенник и, призвав приверженцев Закона присоединиться к нему, вместе с пятью сыновьями бежал в горы. К ним присоединились другие правоверные иудеи, и война иудеев за независимость началась (1 Мак. 2:15–30). Ход войны Восстание во главе с Маттафией поддержали хасиды, которые увидели в нём многообещающую возможность восстановить чистоту иудейской религии. Поначалу иудеи под руководством Маттафии вели партизанскую войну; из своих горных укрытий они внезапно нападали на города и селения, убивая сирийских чиновников и эллинизированных иудеев, поддерживавших их (1 Мак. 2:42–48). Поскольку соблюдение субботы во время войны ставило восставших в невыгодное положение, они решили, что позволительно сражаться в свою защиту даже в день субботний (1 Мак. 2:31–41). Маттафия умер вскоре после начала восстания, но успел поставить своего третьего сына, Иуду, во главе войска, чтобы тот продолжил руководить восстанием. Иуда оказался храбрым и дальновидным командиром. Его стали называть «Маккавей», или «Молот» (1 Мак. 2:49—3:2). Со временем это прозвище стали применять ко всей его семье, к восстанию, которым руководила семья, и ко всему периоду их руководства. Они также были известны как «Хасмонеи», потому что происходили из дома Хасмона. В конечном счёте, к войску повстанцев присоединилось достаточно иудеев, чтобы Иуда смог выставить армию и сразиться с сирийскими оккупантами. Несмотря на, как правило, численное превосходство противника, он смог одержать несколько больших побед, отчасти потому, что Антиох был занят восстаниями против его правления на востоке империи (1 Мак. 3:10–26). Антиох недооценил серьёзность своей проблемы в Палестине. Когда он, наконец, послал значительные силы на подавление восстания, Иуда разгромил эту армию у Эммауса (1 Мак. 3:27—4:25). Установив контроль над всей территорией, Иуда пошёл на Иерусалим, где занял весь город за исключением Акры. Он восстановил храм, разрушив жертвенник, посвящённый Олимпийскому богу Зевсу, и вновь поставив верных священников. В 164 г. до Р.Х., в двадцать пятый день месяца кислева (соответствующего ноябрю-декабрю) — ровно через три года после его осквернения — храм был очищен и заново освящён (1 Мак. 4:36–59). Иудеи посвятили этому событию особый праздник, «Хануку», также известному как «праздник обновления» (Ин. 10:22) и «праздник огней».
Back to Top