Зарядитесь духовной энергией от прослушивания Недельной главы с Рав Давидом Юшуваевым - Бешалах

Еврейский народ в пустыне [↑] Основные эпизоды недельной главы «Бешалах» («Когда отпустил») — выход евреев из Египта, переход чудом через Красное море, первое проявление недовольства в Синайской пустыне и первая война евреев с Амалеком. Но, как и прежде, мы с вами затронем лишь отдельные темы, связанные с этой главой. Вспоминает рав Ицхак Зильбер. Вспоминаю Шестидневную войну 1967-го года. Советские газеты тревожились о судьбе египетских солдат: случись им отстать от своих частей — они обречены на гибель. Безжалостная жара, ни деревца, ни тени, ни капли воды, никакой возможности раздобыть пищу. Какое-то время Синай находился в руках Израиля, и евреи, служившие там в армии, прекрасно знают, что это такое. Раскаленное небо без единого облачка, жара градусов за сорок-сорок пять — и никаких источников воды, и никакой растительности… А пить здесь надо много, иначе — смерть от обезвоживания. И еще мне помнятся путевые заметки советского дипломата Майского о Синайской пустыне. Майский писал: «Проезжая Синай, я понял слова “великая и страшная пустыня”. Я бывал в Каракумах и других пустынях Союза. Но такого не видел. Как будто идешь по полу раскаленной печи…» Как же могли жить там евреи? Многодетные семьи с маленькими детьми, 603 550 мужчин в возрасте старше двадцати лет? А ведь они пробыли там не день, не два, не месяц, а сорок лет! Чудо мана (манны небесной) [↑] В этой неразрешимой, казалось бы, ситуации Израилю является чудо мана, падающего с неба (ман — это особые питательные крупинки), чудо колодца, чудо облачного столпа впереди стана днем и огненного столпа — ночью, чудо облаков, окутывающих стан евреев, чтобы защитить их от жары. Чудо мана явилось тогда, когда кончились запасы пищи, взятой с собой из Египта. «И сказал Б-г Моше: “Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес, и выйдет народ, и будет собирать ежедневно, сколько нужно на день в этот день… И будет в шестой день, и приготовят они то, что принесли, и окажется вдвое больше, чем собирали каждый день” (16:4-5)». «И сделали так сыны Израиля, и собирали — кто больше, кто меньше. И измерили омером [омер — около 2,5 литра], и у того, кто собирал много, не было лишнего, и не было недостатка у того, кто собирал мало (16:17)». Каждый собрал столько, сколько надо для еды. «И сказал им Моше: “Пусть никто не оставит от этого до утра”. И не послушались люди, и оставили от мана до утра, и завелись в нем черви, — он стал зловонным, и рассердился на них Моше (16:19-20)».. Люди всегда «собирают» по-разному: одному хочется принести в дом как можно больше, а другому достаточно необходимого на день. Но после «усушки и утруски» у каждого остается ровно столько, сколько надо, чтобы прожить. «Не гонись за многим» [↑] Сорок лет учились евреи верить в то, что Б-г «даст день, даст и пищу». Для нас это значит: надо трудиться честно, сколько можешь, надо работать, чтобы прожить. Но там, где кончаются твои возможности, неожиданно является помощь свыше. Такое отношение к жизни называется «битахон» — уверенность в помощи Б-га. Нельзя быть лентяем, бездельником. Но если ты сделал все, что в твоих силах и что должен сделать по закону, ты можешь рассчитывать на помощь свыше. Поэтому ман не оставался на утро. Привыкай верить, что Б-г даст. Ман был легкоусвояемой, очень питательной пищей и обладал одной интересной особенностью: каждый чувствовал в нем вкус того продукта, какого ему хотелось.
Back to Top