Лучшие направления вложений при благотворительности Энвер Измайлов и Сергей Аваков

Сергей Аваков: Я тоже думал, что благотворительность – это я должен достаточно заработать и потом помогать другим нуждающимся, оплачивать образование других и так далее. По сути, Вы как раз говорите о том, что это сфера сознания, где я реально понимаю, что это такое, что такое настоящее благо. И тогда, по сути дела, даже мой бизнес или какой-то мой благотворительный проект, не коммерческий, если я туда вкладываю душу, если возникает цепочка моего собственного счастья, и оно транслируется, то тогда происходит эффект возрождения или возвышения сознания. И это есть настоящая благотворительность, по сути дела. В связи с этим вспомнил цитату, есть тоже интересный такой факт, что многие знают Билла Гейтса, Уоррена Баффета, крупных современных благотворителей, но мало кто знает о том, что самым крупным благотворителем 20 века был основатель компании Тата, индийской компании Тата, Джаманджи Тата. Есть его такая цитата, Джамшеджи Тата говорит: «Есть один вид благотворительности, достаточно распространенный среди нас. Это та лоскутная благотворительность, которая одевает оборванцев, кормит бедных и исцеляет больных. Я далек от того, чтобы порицать благородный дух, который стремится помочь бедному или страдающему человеку, однако то, что продвигает нацию, общество или сообщество, это не столько поддержка ее самых слабых и самых беспомощных членов, сколько возвышение лучших и самых одаренных, чтобы они могли оказать величайшую услугу своей стороне, своему обществу». Вот такой взгляд на благотворительность. Он в своей жизни пожертвовал на разные благотворительные цели больше 100 миллиардов долларов. И это было давно-давно, когда доллар стоил гораздо больше, поэтому если пересчитать, то он один пожертвовал гораздо больше, чем все современные благотворители вместе взятые. Так вот, он дает такой взгляд на благотворительность – нужно, прежде всего, вкладываться в одаренных. Как Вы к этой идее относитесь, потому что мы тоже, если посмотреть на ведическую культуру, то там рекомендовалось, прежде всего, вкладываться в мудрецов, жертвовать средства именно им, жертвовать и помогать тем, кто просвещает людей, дарит им знания и так далее, иначе говоря, вкладываться в тех, кто помогает людям становиться счастливыми. И потом уже женщины, дети, старики, и там даже упоминаются коровы как объект благотворительности. Вот об объектах благотворительности и о том, что Вы думаете по поводу того, куда надо вкладывать свою благотворительность, в кого надо вкладывать. Энвер Измайлов: Это та же самая идея того, что мы должны вкладываться в то, что может жить и плодоносить. То есть, не в сорняк, не во что-то такое сухое, которое не хочет жить, а именно в живое, помогая ему вырасти и обрести силу. Это та же самая идея подлинной благотворительности. Когда вы вкладываетесь в то, что может помогать другим, вы запускаете эту цепочку благотворительности в обществе. Вы не просто сами сделали какое-то действие, которое кануло куда-то, а совершили действие, которое запустило цепочку. Это как раз является признаком разумного человека. Я в свое время занимался немного фандрайзингом, то есть, сбором пожертвований для определенных духовных проектов, которые мы реализовывали. Я помню, что люди знают, что кто-то придет и будет стучаться и просить денег. Они вешают табличку «мы не принимаем попрошаек», или еще что-то такое. «Не обращайтесь с какими-то вашими предложениями». Они пишут это как предложение, а на самом деле это спрос. То есть, это подмена. Приходят те, у кого есть спрос, которые говорят «нам нужно вот это, вот то». Никто с предложением-то не приходит. А мы приходили с предложением человеку, мы говорили: «Смотрите, вот есть такая идея, если Вам понравится, если Вы почувствуете в этом для себя определенным, в этом радость такого созидателя, как разумный человек, то тогда мы вместе будем что-то делать. Мы не просим Ваших денег, нам не деньги Ваши нужны, нам Вы нужны. Потому что, если у нас будете Вы, то дело будет очень хорошо развиваться». Но это возможно только в том случае, если вы сами почувствуете, что это классно. Поэтому в основе фандрайзинга, сбора средств на благотворительные цели, всегда лежит понимание того, что мы не запускаем лапу в карман человека, это не является нашей целью. Нашей целью является познакомить человека с чем-то таким, что может зацепить его, как личность, как душу. Он может почувствовать, что это для него важно. Энвер Хаджимуратович Измайлов - российский философ, общественный деятель, автор фундаментальных трудов по методологии мышления и социальной философии. Основатель Школы несимметричной диалектики. Инициатор межконфессионального диалога. Получив физико-математическое и духовное образование, осмыслив синтез духовного и материального знания, Энвер Хаджимуратович более 30 лет занимается изучением влияния личностей лидеров на глобальные общественные процессы. Помогает политикам, предпринимателям, руководителям выстраивать диалог с обществом и друг другом для достижения общественно-значимых целей.
Back to Top