Обществознание 11 класс (Урок№21 - Роль государства в экономике.)
Обществознание 11 класс
Урок№21 - Роль государства в экономике.
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»
Дж. Фейлан — американский экономист
Каким образом государство может помочь своим граждан зарабатывать ещё больше денег, чтобы достичь процветания?
мы узнаем:
какие методы государственного регулирования экономики существуют;
что такое монетарная политика;
для чего государство вмешивается в отношения на рынке;
мы научимся:
определять основные направления денежно-кредитной политики;
характеризовать основные направления политики государства в области;
объяснять необходимость государственных мер;
объяснять структуру государственного бюджета;
определять тенденции государственной экономической политики;
мы сможем:
ориентироваться в кредитных отношениях.
Государственное регулирование экономики — это меры, принимаемые государством для контроля процессов экономики в стране и экономических субъектов. Государство может воздействовать на экономику двумя способами:
При помощи монетарной политики и налогового обложения — косвенный способ.
При помощи непосредственного регулирования деятельности субъектов экономики (коммерческих банков, предприятий и так далее) — прямое воздействие. Сюда может входить ликвидация, образование фирм, субсидирование, перераспределение ресурсов из одной сферы экономики в другую.
Монетарная политика страны включает в себя контроль со стороны государства над объёмом денежной массы (наличной или безналичной). В компетенцию государства входит либо выпуск в обращение, либо изъятие лишней массы денег.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства предполагает регулирование количества и размера налоговых сборов и настройка бюджета страны.
Государственным бюджетом называют разработанный министерством финансов совместно с другими подразделениями правительства план, который отражает все ключевые статьи расходов и доходов государства за определённый период времени. Непосредственно правительство находится в ответе за реализацию государственного бюджета, а утверждением его занимается парламент.
Стоит отметить, что у государства может быть долг. Если это задолженность перед внешними кредиторами (например, другими государствами), то это — внешний долг. Задолженность перед национальными предприятиями и инвесторами, а также населением считается внутренним долгом государства.
Современная экономическая теория признаёт необходимость участия государства в экономических процессах.
На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:
Совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы).
Составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20—30 лет).
Регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды.
Управление демографическими процессами.
Регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан.
Согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними.
Организация ориентации производства на конечный результат, учёт интересов и мотивов трудовой деятельности.
Разработка целевых комплексных программ экономического развития.
Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:
Защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путём принятия антимонопольного законодательства;
Производство общественных товаров и услуг. Общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:
невозможно взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);
ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;
Учёт и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций. Нерыночные ситуации — это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Данные последствия могут быть как вредными (нефтепродукты попадают в водоём), так и полезными (благоустройство территории).
Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:
убеждение;
рекламные кампании;
субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);
разработку стандартов безопасности (ГОСТы);
программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.
1 view
516
154
4 weeks ago 00:15:17 1
Мониторинг успеваемости школ. Как отказаться от ВПР?
4 weeks ago 00:12:32 1
Главные астрономические события XXI века.
4 weeks ago 00:07:14 1
Семейное право
4 weeks ago 01:59:45 1
ВАРИАНТ 11 РОХЛОВ ЕГЭ-2024 РАЗБОР // NEOFAMILY
4 weeks ago 00:42:24 1
ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ СТРАДАТЬ БЕССОННИЦЕЙ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ? УСНУТЬ ЗА 2 МИНУТЫ РЕАЛЬНО? | Проверил на себе
4 weeks ago 00:23:36 1
10 ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЮ МАТЕМАТИКИ | Катя Математичка | ЕГЭland
4 weeks ago 00:00:48 1
Видеовизитка Латыпова Зарина | Обществознание 9-11 класс
4 weeks ago 00:08:30 1
Глобализация в современном мире | Обществоведение, 11 класс, ЦТ/ЦЭ
4 weeks ago 00:11:17 1
Обмен. Торговля. Реклама. Видеоурок по обществознанию 7 класс
4 weeks ago 00:54:17 1
История России с Алексеем ГОНЧАРОВЫМ. Лекция 1. Восточные славяне в древности
4 weeks ago 00:20:25 1
Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2023 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды
4 weeks ago 02:22:50 1
Слив заданий №22-26. Это будет на ЕГЭ 2024 по русскому языку.
4 weeks ago 00:08:47 1
Видеоурок 10. Мировая экономика. Обществознание 11 класс
4 weeks ago 01:33:57 1
РАЗБОР ДОСРОКА ЕГЭ 2024 ПО РУССКОМУ | Реальный вариант | Русский с Верой ЕГЭ Flex
1 month ago 00:41:30 1
ШКОЛЬНИКИ-ГЕРОИ про спасение людей в Крокусе. Интервью с Валентинычем
1 month ago 00:10:30 1
Обществознание 11 класс (Урок№22 - Налоговая система в РФ.)
1 month ago 01:13:00 1
Решаем ВСЕ задания 8 из банка ФИПИ для ОГЭ по русскому языку
1 month ago 01:23:18 1
Полный разбор 1 варианта из нового сборника 2024 | Обществознание ОГЭ | Умскул
1 month ago 01:53:21 1
Интенсив по графикам| Графики. Задача №22. Часть 2. Модули
1 month ago 01:44:30 1
Слив заданий №9-15. Это будет на ЕГЭ 2024 по русскому языку.
1 month ago 00:12:01 1
Типы придаточных предложений. Виды подчинения придаточных
1 month ago 00:26:07 1
Варфоломеевская ночь / [История по Чёрному]
1 month ago 00:14:17 1
ОГЭ в ШОКЕ | Правильный ответ или удар шокером! Математика против Обществознания!
1 month ago 02:37:09 1
ВСЯ ТЕОРИЯ И ВСЕ ЗАДАЧИ по стереометрии для №14 за 3 часа | ЕГЭ 2024 по математике