#ФильмСССРШпион #ВдалиОтРодины
Сюжет:
«Советский разведчик лейтенант Гончаренко под именем барона Генриха фон Гольдринга заброшен в глубокий немецкий тыл с заданием узнать, где находится секретный подземный завод, который производит новые виды вооружения. Отважному разведчику удаётся не только получить все необходимые сведения, но и наладить связь с подпольем и помочь бежать арестованному фашистами известному конструктору Эдварду Штронгу».
Экранизация романа Юрия Дольда-Михайлика «И один в поле воин» (1956 год). Точнее автор сам написал сценарий на основе своего произведения.
Литературовед и кинокритик Ирина Питляр на страницах журнала «Искусство кино» буквально разгромила этот фильм:
«История советского патриота-разведчика, который в дни войны храбро действовал в тылу у фашистов, выдавая себя за немецкого барона, изложена в книге «И один в поле воин» с помощью давно отработанных приемов. Как будто нарочно, автор отбирает здесь именно то, что, как говорил еще Чехов, «чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.». По тому же методу создан и фильм «Вдали от Родины»…
Сценарий никому из актеров не дал характера, не дал конкретных жизненных черт. И потому на экране мы видим условные фигуры («генерал», «доносчик», «влюбленная девушка» и т.п.), нс страсть, а отдельное положение («гнев», «отцовская нежность», «гостеприимство» и т.п.)…
В фильме есть такая сцена: гауптман Заугель (М. Козаков) пытает в гестапо партизанку Людвину (А. Елекоева). Страшная эта сцена! Страшная не потому, что страшны пытки: страшна она своей кощунственностью... Посмотрите только, как картинно терзает Заугель свою жертву — как эффектно он её душит, бросает на колени, обнимает, вливает ей в горло вино! Как хороша в это время Людвина с ее неподвижно сумрачным лицом, «стильными» движениями, разорванным платьицем! Что это, сцена из гангстерского фильма? Нет, это пытают французскую партизанку...
Не следует думать, что фильм «Вдали от Родины» — худший из фильмов такого рода. Ничего подобного. Мы уверены в том, что фильм этот, как говорят некоторые работники кинопроката, «найдет своего зрителя». Того самого зрителя, который думает, что песенка про гвоздику — это уже любовь, а выстрел сквозь карман брюк — это уже геройство. Того самого зрителя, вкус которого испорчен штампованными детективными повестями и «приключенческими» фильмами, подобными фильму «Вдали от Родины»»
Как не странно, но если смотреть фильм с позиции зрителей начала шестидесятых годов, а из XXI века, то она права. Проблема в том, что в начале шестидесятых годов «насмотренность» обычного зрителя была на порядок ниже, чем у профессионального кинокритика. Первым порой и сравнивать было не с чем «Вдали от Родины».
Другой важный факт. Роман «И один в поле воин» сразу после издания стал бестселлером. Первый роман трилогии — «И один в поле воин» — был написан и издан на волне десталинизации. Почти сразу его перевели на русский, польский, румынский, венгерский, словацкий, чешский, немецкий языки. Только на территории СССР в течение шести лет книгу напечатали общим тиражом в 3 миллиона экземпляров. Завоевал широкую популярность в стране и за её пределами. Два последующих романа о Григории Гончаренко — «У чёрных рыцарей» (1964) и «Над Шпрее клубятся тучи» (1965) — по мнению читателей и критиков, писателю удалось немного меньше.