БИТВА ПОД ГРЮНВАЛЬДОМ 15 ИЮЛЯ 1410 ГОДА. ПРАВДА И МИФЫ ВОКРУГ ВЕЛИЧАЙШЕГО СРАЖЕНИЯ

Грюнвальдская битва является одним из ярких примеров исторического мифотворчества, пользующегося почти полным отсутствием достоверных источников о ней. События шестивековой давности дошли до нас в весьма переработанном и художественном виде, почти напрямую связанным с личностью описывавших ее авторов и современной политической конъюнктурой Германии, Польши, Литвы и Беларуси. Внимательный зритель без труда увидит в данной исторической ретроспективе массу параллелей с некоторыми современными вооруженными конфликтами. Источники, повествующие о Грюнвальдской битве Большинство источников, которые современная белорусская официальная и альтернативная научная мысль берет за основу — польского паходжання. Самым важным и достоверным среди них считается «Хроника конфликта Владислава, короля Польши, с крестоносцами в год Христов 1410». При этом до нас не дошел оригинал документа, а лишь его вольный пересказ XVI в. Другим главным историческим источником о событиях Грюнвальдской битвы является сочинение «История Польши» польского историка Яна Длугоша (1415—1480). Она была написана спустя несколько десятилетий после битвы. Другими польскими документами выступают два письма, написанные польским королем Владиславом II Ягелло своей жене Анне Цельской и епископу Познанскому Войтеху Ястржембцу, а также письма Ястржембца к полякам в Святой Престол. Немецкие источники включают упоминание битвы в сочинении «Хроника Прусского государства» Иоганна фон Посилге. Также сюда относят анонимное письмо, написанное между 1411 и 1413 годами и содержащее описание важных подробностей перемещений литовского войска, обнаруженное шведским историком Свеном Экдалем. Это, собственно, всё, что нам доступно о битве под Грюнвальдом. Предпосылки битвы Начну с того, что саму битву все стороны конфликта называют по-своему. Поляки ошибочно интерпретировали Ягайловское «Груненвелт», «Зеленое поле» по-немецки, и восприняли его как «Грюнвальд» («зеленый лес» по-немецки), да так и назвали битву, по имени рядом расположенной деревни. Жемойтские вояки перевели его так же - «Жальгирис», «зеленая пуща», и поэтому величают сражение «Жальгирисская битва». Немцы упоминают Битву под Танненбергом, от названия ближайшей по их мнению деревни Tannenberg («пихтовый холм»). А белорусско-лицвинския авторы кликали ее «Дубровенской битвой», по названию польской деревни Домбрувно согласно летописи 1446 года. С чего вообще Великое княжество Литовское и Королевство Польское ввязались в противостояние с Тевтонским Орденом? Еще в 1232 году Тевтонский орден, будучи одним из вольнонаемных рыцарских орденов крестоносцев, обосновался на Хелмской земле и начал крестовый поход против языческих прусских племён. Его призвали сами поляки, чьи земли захватили пруссаки. При поддержке Папы Римского и императора Священной Римской империи тевтонцы завоевали и обратили в христианство большинство пруссов к 1280 году, после чего переключили внимание на языческое Великое княжество Литовское. К тому времени они фактически стали государством с замком в Мариенбурге (Мальборке). Отмечу, что с Польшей до какого-то времени отношения у Ордена были самые теплые. Хелмские земли принадлежали именно полякам и были переданы Тевтонам в аренду абсолютно добровольно. Ситуация начала портиться к 1320-1330 гг. из-за Гданьской Померании. На протяжении почти ста лет крестоносцы совершали набеги на литовские земли, в особенности на Жемайтию (Самогитию), так как она отделяла земли тевтонцев от их же братьев в Ливонии (Ливонского ордена). Благодаря смуте в Литве крестоносцы впервые смогли получить контроль над этим стратегическим регионом в 1382 году. Надо сказать, что доблестные воины ВКЛ постоянно отступали и оставляли условным немцам земли. Это и вынудило лицвинов в 1385 году заключить Кревскую унию с Королевством Польским. Великий князь литовский Ягайло вступил в брак с королевой польской Ядвигой и стал Владиславом вторым Ягелло. Он принял христианство, обязался крестить Литву в католичество, и был коронован королём польским. Несмотря на то, что Ягайло формально становился главой обеих держав, реальную власть в Великом княжестве Литовском со времён Островского соглашения 1392 года имел его двоюродный брат Витовт.
Back to Top