Проповедь иеромонаха Мефодия (Зинковского) в Димитриевскую родительскую субботу

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица. 7 ноября 2015 г. О поминовении усопших воинов. О воинах Христовых. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поздравляю вас, братья и сестры, с наступающим праздником святого великомученика Димитрия Солунского, завтра его память, всегда почитался на Руси Димитрий великомученик, мощи которого в греческом городе Солуни почивают. Он был покровителем святого Дмитрия Донского, и Димитриевская родительская суббота, которую мы сегодня отмечаем, была связана, как большинство из вас знают, с Куликовской битвой, на которую святой, теперь уже канонизированный церковью, князь Дмитрий Донской, получил благословение от преподобного Сергия Радонежского. А когда состоялась эта битва, было потеряно много воинов, и сам Дмитрий был ранен, найден среди тел раненых своими воинами, и ближайшая суббота перед памятью святого Димитрия получилась примерно на сороковой день после Куликовской битвы, которая пришлась на Рождество Пресвятой Богородицы (по новому календарю 21 сентября). Суббота всегда по уставу церкви, кроме посвящения Пресвятой Богородице, связана с поминовением святых и усопших – поэтому церковный устав предполагает особенно в субботы поминание. И вот суббота ближайшая к Димитрию Солунскому, покровителю святого Димитрия Донского, и примерно сорок дней после Куликовской битвы – это было осеннее поминовение воинов, погибших в Куликовской битве. Потом она стала вообще воинской поминальной субботой и со временем переросла в родительскую субботу поминовения всех усопших, хотя все-таки мы должны понимать, что эта суббота посвящена особенно тем, кто положил свою душу за веру и отечество. Таких на нашей земле много, не только в Куликовской битве, но, как известно, и в Смутное время много людей было замучено от поляков, литовцев, потом в наполеоновскую войну, в первую Отечественную много легло наших воинов и здесь, и на полях Европы, а потом, особенно, конечно, в Великую Отечественную. Мы знаем, что Россия вела много войн, в том числе русско-турецкие войны, за Крым, за независимость своих пределов и большей частью эти войны всегда были защитительные и оборонительные, и поэтому мы в этом плане имеем чистую совесть поминовения усопших, которые не куда-то шли завоевывать чьи-то земли, а защищали свою родную землю. Воины, которые таким образом душу свою положили за други своя, по Евангелию становятся воинами Христовыми.
Back to Top