Проповедь иеромонаха Мефодия (Зинковского) в день памяти святых князей Бориса и Глеба

. Святые Борис и Глеб (1015) были по роду рождены от князя Владимира от единственного законного брака, в который он вступил после принятия Крещения. И поэтому вроде бы получалось, что именно они – наиболее достойные и любимые дети святого Владимира – могут наследовать престол Киевский. Вот это было, конечно, неугодно язычнику брату, рожденному от незаконного брака, с точки зрения христианской. Раз князь Владимир принял христианство на Руси, очевидно, законы христианские водворились. И вот, чтобы убрать этих первых претендентов, он идет и убивает их. Оба они могли оказать сопротивление. У Бориса и у Глеба были воины, и сами они были вооружены и достаточно тренированы, как все древние русские князья, специально проходили военную подготовку. Но, вместо того, чтобы оказать сопротивление, за которое их никто бы не осудил, они принимают вольную смерть от убийц с молитвой на устах. И вот этот пример удивителен и полезен тем, что эти первые по времени, близкие очень ко времени Крещения Руси святые настолько глубоко приняли христианство, что не считали возможным в Храме креститься и кланяться, принимать Тело Христово, а в миру вести себя по закону даже не дьявольскому, а просто человеческому – но не христианскому. Христианский закон есть возлюбить врага. Этот закон очень мало людей вмещает. Мы не любим своих врагов, мы не хотим их видеть, если они нас будут обижать, мы будем отвечать. Так вот вполне вместить любовь к врагу, которую Господь в Евангелии проповедует и о которой говорит уже много веков спустя наш соотечественник Силуан Афонский: а вот как узнать, есть у нас Дух Святой или нет? Если мы любим врагов, значит мы знаем, что такое Дух Святой. А если не любим врагов… Дух Святой-то есть как серебро в притче Евангельской, положенное, спрятанное в земле нерадивым рабом, чтобы потом вернуть хозяину и сказать: «Вот что я мог с этим серебром сделать? Забери то, что ты мне дал». Вот большая часть людей крещеных, живущих на Руси православной, ведут себя, к сожалению, вот так. Дух Святой-то есть, но зарыт где-то там, далеко. А живем-то мы, извините, по закону «с волками жить – по-волчьи выть». Иначе съедят. Вот оно – естественное мышление. Эти святые победили духом незлобия, духом любви к совершенно бесноватому, озлобленному брату, который не собирался их слушать, учитывать их христолюбие и братолюбие. Ему просто надо было устранить претендентов на власть. И вот, обращаясь сегодня к памяти святых Бориса и Глеба, попросим у Бога, чтобы в нашей жизни наша вера проникла в каждую точку времени и пространства, в котором мы с вами живем. Чтобы наше христианство не оставалось заключенным только внутри Храма. Смирение и любовь есть главный лейтмотив жизни христианина. Память святых в Церкви – это не просто торжество, воспоминание их жизни, радость человеческая, что они нам могут помочь в наших земных проблемах, но это, прежде всего – путь, который каждому из нас надо пройти в ту меру, в которую мы сможем. Может быть, не сто километров, а два километра, но в нужном направлении. Мы должны идти этим путем, и никто и ничто нас не должно остановить. Мы должны стяжевать Духа Святаго, мы должны приводить в гармонию наше естество, душу с телом, насколько мы сможем и успеем. Для этого даны Таинства, для этого дано время, пространство, в котором мы живем, отмерен наш некий промежуток жизни. И вот это делание пусть будет нашей основной заботой, и в это делание вписываются все наши земные трудности. Как батюшка Серафим – «От Меня это было» давал читать. Все трудности, оказывается, нужны для того, чтобы мы эту гармонию достигали. И святые нам – проводники, гиды, очевидное доказательство возможности и необходимости прохождения этого пути каждому человеку, где бы он ни был – князь или крестьянин, богатый-нищий, древний или современный человек. Никакой разницы нет. Дух Святой дышит и тогда, и здесь, и завтра, и везде. Пусть образ святых будет для нас вдохновением, примером и утверждением на этом пути.
Back to Top