Общее и особенное в традиционной одежде мордвы-мокши и мордвы-эрзи

Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре мокши и эрзи. Широкие исторические границы расселения народа обусловили появление локальных вариантов костюма как у мордвы-мокши, так и у мордвы-эрзи. Основой эрзянского и мокшанского костюмов была белая холщовая рубаха —панар, украшенная вышивкой. Покрой одежды, качество холста, орнаментальные мотивы и колорит вышивки позволяют определить, к какой локальной группе принадлежит народная одежда. Например, эрзянская рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись разрезы для ворота и на подоле для шага, в боковые швы пришивались рукава.Мокшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотно, сложенное пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя пройму для рукавов. Такой покрой имел широкое распространение среди народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней женской распашной одежды и мужских рубах. Монументальность образу в эрзянском костюме придавал пулай – набедренное украшение. Для его изготовления применяли снизанную в несколько рядов длинную бахрому из крученных шерстяных ниток домашнего прядения. Сверху к бахроме пришивали холщовый пояс закругленной формы. Его украшали рядами цветного бисера, жетонами, медными цепочками и раковинами каури. Пулай - игриво раскачиваясь в такт движений женщины, оживлял образ эрзянки и придавал особый ритм походке. Ощутимая весомость одежды диктовала и характер движения – важную осанку, плавную, немного тяжеловатую поступь. Праздничный эрзянский костюм впечатлял богатством убранства, ярким колоритом и монументальностью форм. В костюме мокшанок сложились характерные приемы в надевании и ношении многосоставного ансамбля одежды. Традиционный праздничный комплекс включает несколько рубах. В зависимости от состоятельности своей семьи, женщина могла одеть на себя от трех и более рубах. Одежда свидетельствовала не только о мастерстве ее обладательницы, но и о достатке. Отличительной особенностью мокшанского костюма является то, что под рубахой женщины носили штаны — понкст. Полосками бранного ткачества или кумача украшался нижний край штанин, длина которых доходила до щиколотки. Подобные штаны входили в комплекс костюмов татарских, удмуртских и марийских женщин. Их называют «штаны с широким шагом». Мокшанки носили рубахи с большим напуском создавая спереди мягкий наплыв, скрывая и объединяя очертания фигуры. Однако, праздничный вариант костюма имел более сложный способ формирования силуэта.
Back to Top