Художник Мария Богачева «Космизм народного костюма»

Выставка в Рязанском Государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина. Авторский цикл работ «Космизм народного костюма» Марии Богачевой выполнен в стиле декоративного символизма. Тема народных традиций очень глубокая по своей философии и эмоциональности. Я чувствую в ней мощную энергию! Это чувство вдохновило меня на создание авторского цикла работ «Космизм народного костюма». В своих живописных работах я трактую народный костюм как визуальное выражение представления человека о мироздании. Интересно отметить, что в переводе с греческого «Космос» – это порядок, гармония природного мира. В давние времена женщины носили на себе целый КОСМОС. Женский народный костюм – это одежда, хранящая в себе глубокие смыслы. Каждый предмет одежды, его форма, цвет и орнамент имели значение: одну из природных стихий (землю, небо, солнце, воздух), природный цикл (весна, осень, сев, жатва). Символы в орнаменте имели сакральную функцию и служили оберегами. О статусе женщины в обществе можно было судить по её одежде. Понимание комплекса символов в народном костюме – это понимание связи нашей земной жизни с жизнью всего Космоса и осознание того, что мы являемся его неотъемлемой частью. НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ – это древний архаичный язык, записанный в наших генах. Это часть нашего «КУЛЬТУРНОГО КОДА». Язык орнамента является межнациональным, так как многие элементы и символы у разных народов похожи. Поэтому я считаю, что тема орнамента очень актуальна для нашего времени! В картинах из проекта «Космизм народного костюма» я черпаю вдохновение не только в самом женском костюме… иногда я вдохновляюсь словами из христианской духовной литературы, так как христианство тоже вошло в русскую народную традицию. Например, в картине «Многоценная жемчужина» символическим языком изложен смысл евангельской притчи о купце, покупающем драгоценные жемчужины. А в картине «Мать Сыра Земля» помимо изображения Рязанского женского головного убора «рогатая кичка» я передаю своё впечатление от слов из Ветхого Завета: «…земля еси и в землю отыдеши». В некоторых работах заложен глубокий философский смысл. Так, в картинах «Переход» и «Путешествие на белой кобыле» речь идёт о переходе души в МИР ИНОЙ. А в картине «Невеста. Печальная» говорится о женской инициации, переходе девушки из состояния девичества в состояние замужней женщины. В картине «Парадный портрет Маруси» я рассуждаю о судьбе и значении России. В своих работах мне хотелось бы языком символов выразить бесплотное, нематериальное. Меня как художника интересуют народные традиции одежды и других народов России. Например, в картинах «Италмас» и «Рыжая кобыла или Удмуртские женщины» я работала с мотивами удмуртского народного костюма, а также с удмуртской художественной литературой. В представленных живописных работах я трактую модель и пространство как орнаментальную среду, наполненную знаками и символами. Такое изображение можно воспринимать и эмоционально, и на уровне интуиции, и интеллектуально анализируя картину. В своих работах я не изображаю исторический народный костюм в точности. Народные образы являются для меня только основным источником вдохновения. Я стилизую народный костюм, выбирая из него «пластическую квинтэссенцию». Можно сказать, что я пытаюсь передать зрителю ту эмоциональную и духовную пульсацию предметов, которую чувствую сама, когда созерцаю традиционную народную одежду. Я изображаю связь времён и ответный ритм «биения моего сердца», возникающий от созерцания народного творчества и ощущения передаваемой им энергии. Каждая картина из цикла «Космизм народного костюма» – это традиционный женский образ, сложившийся в древности, впитавший в себя культуру разных времён, дошедший до нашего времени и нашедший своё отражение в сознании художника (моём сознании). Я продолжаю работу над проектом «Космизм народного костюма», а также продолжаю изучать сам народный костюм, чтобы с помощью пережитых впечатлений выразить моё национальное мироощущение. Художник Мария Богачева. 2024 г.
В начало