А.В. Лебедев «Философия Гераклита» Встреча 13 ()

Запись тринадцатой встречи семинара «Философия Гераклита», состоявшейся 9 декабря 2021 года, в ходе которой участники семинара обращаются к 75 фрагменту (B26 по изданию Дильса и Кранца): слово за словом восстанавливая наиболее вероятный вариант оригинала на основе особенностей авторского узуса Гераклита, Андрей Валентинович Лебедев обращается к темам потока, взаимоперехода противоположных состояний, изоморфизма происходящих в макро- и микрокосме (мировой и индивидуальноq душе) изменений в контексте гераклитовской интерпретации человеческой жизни и самого человека как динамического процесса. Кроме того, важнейший антропологический фрагмент великого Эфесца потребует обратиться к Пармениду, Платону, Аристотелю, пифагорейцам и даже Фридриху Ницше. Оглавление: 01:16 – Важнейший антропологический фрагмент Гераклита 75 изданию А.В. Лебедева (B26DK): что есть человек, жизнь как динамический процесс. Цитата по Клименту Александрийскому – текстологические трудности. Проблема платоновской интерпретации гераклитовского потока. Понятие судьбы у стоиков и Гераклита – проекция или правда? Изоморфизм чередования сна и бодрстования, жизни и смерти 35:10 – Реконструкция фрагмента на основе авторского узуса Гераклита (употребление глагола ἅπτομαι с генитивным управлением в прямом и переносном смысле) и параллелизм макро/микрокосма: «человек есть свет-ночь», аналогии с фрагментами о космическом боге. Обоснование эмендаций текста в издании А.В. Лебедева («Логос Гераклита»). 59:40 – Аналогия как аргумент, связь с платоновским доказательством бессмертия души (сон/бодрствование – смерть/жизнь), мотив чередования противоположных состояний в орфических таблицах – общий источник в виде астрогаломантии. «Владыка, чей оракул в Дельфах…» – оракульный язык как эпистемология у Гераклита. 1:06:59 – Отголоски и парафразы цитаты Климента Александрийского в других фрагментах и источниках. 1:11:20 – Человек как ритмическое чередование противоположностей, изоморфное пульсации космоса. Платон, Аристотель, пифагорейцы, Алкмеон, Парменид и представление о динамизме и мимесисе у Гераклита. Ницше о Гераклите как о цельном философском типаже и герое трагической эпохи греческой философии. Метафизика света и тьмы и субстанциональный дуализм у пифагорейцев и элеатов. 1:41:20 – Гераклитовская критика пифагорейского учения о природе. Отношение Гераклита к телеологии. Оппозиция света и тьмы как антитетические фазы одного процесса – несубстанциональный дуализм Гераклита. 1:50:30 – Гераклит как отец диалектики в смысле метафизики и теологии процесса. _______ Запись и подробная информация о семинаре «Философия Гераклита»: С работами А.В. Лебедева можно ознакомиться на его персональной странице на :
Back to Top