А.В. Лебедев «Философия Гераклита» Встреча 21 ()

Запись двадцать первой встречи семинара «Философия Гераклита», состоявшейся 10 февраля 2022 года. Нечастый случай, когда значимость фрагмента заставляет посвятить ему все время семинара без остатка – фрагмент 100 по изданию А.В. Лебедева является важнейшим для гераклитовской этики добродетели, служит наиболее вероятным источником стоической формулы τέλος (представление о цели, достижение которой делает жизнь осмысленной и счастливой) и впервые в греческой литературе предлагает метафорическое употребление слова φύσις, которое войдет в узус всей последующей философии от Платона и Аристотеля до стоиков. Всю первую часть встречи Андрей Валентинович отводит для обстоятельного филолого-лингвистического анализа этимологических споров по поводу слова φύσις, а также его семантических трансформаций со времен Гомера и даже раньше – от праиндоевропейской основы. Во второй части рассматриваются фундаментальные категории этических добродетелей в философии Гераклита (σωφρονεῖν, σοφίη) и их противоположности. Оглавление: 1:53 – Один из главных фрагментов Гераклита из области этики добродетели – 100. Предвосхищение стоической формулы τέλος – представление о конечной цели жизни, достижение которой и является счастьем. Типологические черты пророка и моралиста в личности Гераклита. Первое употребление слова φύσις в новом значении, определившем этику стоиков. Две школы в исследованиях этимологии φύσις в контексте философской герменевтики: аспект роста (в ботаническом смысле – развитие фитоморфной аналогии) и аспект происхождения. Семантика праиндоевропейской основы. Опасности этимологизации при толковании философских текстов: пример анаксимандровского ἄπειρον. Эксперимент с подстановкой предполагаемой ботанической семантики φύσις при чтении ранних философов (Гераклит, Филолай). Nomina actionis на -σις как nomina actae rei (действие как процесс vs. действие как результат, а также слова с обоими значениями – примеры) – к какой категории в большей степени относится φύσις? Φύσις как порядок, согласно которому нужно жить – новая семантика во фрагменте 100. Φύσις в смысле природных задатков человека (самобытность) – еще одно архаическое значение, которое, возможно, предшествовало этической семантике, впервые обнаруживаемой у Гераклита. Гомеровское употребление φύσις в Одиссее – первое в греческой литературе. 1:14:15 – Интерпретация фрагмента 100. История фрагмента и его аутентичность: гиперкритицизм (Керк, Маркович) и его преодоление (Кан). Дервенийский папирус как независимый источник, свидетельствующий в пользу подлинности фрагрмента 100 (содержит употребление понятия κατὰ φύσιν в нормативном значении). Употребление слова φύσις в идиоматических выражениях (οὐκ ἔχει φύσιν – «[это] неправильно[, чтобы]»). Членение текста фрагмента, разные версии пунктуации. Фундаментальные категории этических добродетелей (σωφρονεῖν, σοφίη) и их противоположности. Консервативно-антигедонистический идеал Гераклита. Перекличка со стоической формулой τέλος и первыми двумя фрагментами по изданию А.В. Лебедева. Действие κατὰ φύσιν как сущность философии. Предвосхищение аристотелевского противопоставления добродетелей теоретического и практического разума у Гераклита? _______ Запись и подробная информация о семинаре «Философия Гераклита»: С работами А.В. Лебедева можно ознакомиться на его персональной странице на :
Back to Top