Сергеева Е.Д. Fraeno rationis: к вопросу о семантике мундштучного оголовья в европейском искусстве

Сергеева Екатерина Дмитриевна (СПбГУ). Fraeno rationis: к вопросу о семантике изображения мундштучного оголовья в европейском искусстве XVI в. XVI столетие стало для Европы важнейшей вехой в истории конного дела: первые академии и первые трактаты, связанные, в том числе, с именем неаполитанского мастера Федерико Гризоне, положили начало классической выездке. Одновременно, традиционно связываемая с неконтролируемыми страстями, «символическая лошадь» воспринималась теперь и как мерило добродетели. Семантическое наполнение образа взнузданной лошади или даже отдельного изображения удил было напрямую созвучно техническим аспектам современной верховой езды и находилось с ними в активном диалоге – объединявшая их морализаторская нота, в свою очередь, впоследствии поспособствует установлению ключевой роли конного портрета в европейской системе репрезентации. В докладе рассматривается использование изображения мундштучного оголовья в искусстве XVI в. в эмблематике, трактатах и в качестве атрибута аллегорических фигур. Доклад был подготовлен для XXVII Всероссийской научной конференции «Древняя и средневековая Европа: социально-политическое и культурное разнообразие» (ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 22-23 марта 2024 г.). Озвучен на кафедре всеобщей истории в онлайн-формате, в рамках XV заседания СНО “Клуб медиевистики ЯрГУ“.
Back to Top