ТРИЗ: парадокс “Чем хуже, тем лучше“

Вступайте в международный клуб ТРИЗ, получайте самую актуальную информацию раньше других и решайте нерешаемые задачи: Telegram - Автор: Алексей Благих По вопросам участия в конференциях, консультаций, тренингов, мастер-классов и ТРИЗ-консалтинга пишите на blagih@ В уроке 11 подробно разобрал, что такое парадоксы и как они помогают раздвинуть границы нашего мышления. Теперь покажу схему как, используя один из приёмов ТРИЗ, быстро генерировать большое количество парадоксов. Приём называется: “Обратить вред в пользу“. То, что приносит нам вред, начинает приносить пользу. Вспоминаем формулу идеальности, где в числителе польза, а в знаменателе вред (польза/вред). Когда мы вред конвертируем в пользу, мы повышаем идеальности системы, а значит двигаемся в правильном направлении. Например, когда Генри Форд начал водить на завод экскурсии, то многие рабочие стали жаловаться, что это мешаем им хорошо работать. Возникло противоречие: экскурсии должны быть, чтобы повышать привлекательность машин форд, и не должно быть, чтобы не мешать рабочим. Но Форд пошёл дальше, он обратил вред в пользу, использовав парадокс “чем хуже, тем лучше“. Он стал водить еще больше экскурсий, и через какое-то время рабочие привыкли и перестали обращать на зевак внимание. Сам парадокс звучит так: экскурсий стало в несколько раз больше, но рабочим это совсем перестало мешать. Стоит его сформулировать, как сразу приходит понимание, как решить задачу. Приём “Обратить вред в пользу“ универсальный, поэтому может быть применён для решения практически любых задач. Есть и другие приёмы в ТРИЗ, о них я постепенно буду рассказывать в следующих уроках. 3 шага для создания парадокса “Чем хуже, тем лучше“: - Перечисляем негатив: сбои, потери, затраты, простои и т.п. - Определяем, что ухудшается при усилении негатива - Соединяем по формуле “чем хуже, тем лучше“. Можно максимально довести негатив и позитив до предела, тем самым обострив парадокс. В примере с Фордом были потери от того, что работники отвлекались на зевак, а значит ухудшалась их производительность. А что, если экскурсии идут непрерывно в течение 24 часов (усилили негатив до предела), но рабочие от этого лучше фокусируются на работе и начинают производить больше машин (усилили позитив). Сразу чувствуется, что в разрешении этого парадокса кроется сильная идея. Или возьмём посещаемость сайта. Все стремятся, чтобы трафик рос, тогда и продажи будут расти. А если сформулировать так: чем меньше посетителей на сайте, тем больше продается товаров с него. Такой парадокс позволяет нам сфокусироваться на совершенно других задачах, а не только на привлечении посетителей. Главная ошибка Если сформулировать парадокс иначе: “Чем лучше, тем хуже“, то мы не получаем идей, что делать дальше, какие задачи ставить, как это поможет решить проблему. Психологически легче формулировать так, но не попадайтесь на инерцию мышления. Прокладывайте новые нейронные связи, прочно закрепляя связку “чем хуже, тем лучше“. Страх перед парадоксами Наше мышление боится парадоксов, потому что они вводят его в ступор. Мозг вынужден активизироваться, отключать автоматический режим, а значит тратить больше энергии. Эволюция предполагает иной путь - сохранение энергии. Страхи - это прекрасный механизм, который защищает нас от перерасхода. Но без нового не будет и развития, поэтому через несколько тренировок по решению задач, мышление перестраивается и перестаёт бояться парадоксов. Энергетический баланс восстанавливается, а новый метод уже заложен в нашем мышлении с правильной формулой. Знание, что любая задача имеет решение, убирает страхи и помогает преодолеть психологическую инерцию. Не сразу, конечно, постепенно, через тренировки, но чем больше решается задач через ТРИЗ, тем больше растёт личная уверенность. Задачи, которые разрывают шаблон, больше не кажутся чем-то завиральным. Как разрешать парадоксы Если генерировать их можно в одиночку, то решать лучше группой. Для этого отлично подходит мозговой штурм по ИКР, который очень хорошо сочетается с методом парадоксов. Например, мы сформулировало парадокс: чем больше экскурсий, тем больше машин рабочие производят. Ресурс: посетители Как сам посетители делают так, что рабочие начинают выпускать больше машин? И сразу несколько вариантов: помогают в простых операциях, вносят предоплату за авто, которое еще на конвейере, а может среди них внимательный и талантливый инженер, который заметит недостатки в системе, предложив улучшения прямо во время экскурсии, за что получит вознаграждение и т.п.
Back to Top