«Философия религии» А. Г. Ломоносов — Философия религии Иммануила Канта
Издательство «Умозрение» совместно с Санкт-Петербургским обществом немецкой классической философии и образовательным клубом «Мысль» провели в 2022 году лекционно-семинарские занятия по философии религии в Духовно-просветительском центре Гатчины.
Поскольку наша инициатива была вызвана потребностью в углубленном религиозном и философском образовании духа граждан современной России, что находится в полном согласии со словами Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32), постольку у нас есть уверенность, что эти занятия будут интересны широкому кругу участников, в том числе священнослужителям, а также представителям богословия и теологии, официально утвержденной Министерством образования РФ в октябре 2017 года в качестве научной специальности.
Первая встреча нашего проекта состоялась 18 сентября и была посвящена философии религии Иммануила Канта.
Список вопросов, которые были рассмотрены в ходе лекции:
1. Кант был первым мыслителем, который предложил разумный способ преодоления многообразия исторических (церковных) форм религии. Почему решение этой задачи невозможно путём эволюции? Имеет ли разумный способ веры отношение к вере без знамений и чудес /Ин.4:48/, без «притч» /Ин., или, по Достоевскому, без чуда, тайн и авторитетов?
2. Что собой представляет божественное этическое государство? Каковы ближайшие причины, которые препятствуют продвижению человечества к этой цели? Можно ли согласиться с Кантом, что проблема «перехода церковной веры к всеобщей религии разума» , не является частным делом того или иного народа, а смыслом человеческой истории вообще?
3. Почему идея высшего блага как всеобщей цели, выдвинутая в “Религии в пределах только разума“, становится истинным понятием разума? Каким образом «философское богословие» Канта начинает преодолевать дуализм, господствовавший в западной теологии?
4. Почему гипотезы, что человек от природы нравственно добр или нравственно зол, не выдерживают критики ни с точки зрения опыта, ни с точки зрения разума? Почему необходимо исправить ложную уверенность опыта в том, что разум инструментален, что он является неким орудием, которым, наряду с другими средствами человек может пользоваться?
5. Хотя человек от природы и не является нравственно добрым, но к числу его природных определений относятся нравственные задатки. О каких задатках идёт речь? Помимо нравственных задатков, всякий человек имеет различные склонности. Что касается склонности к злу, то что является её источником?
6. Почему Кант противопоставляет происхождение зла в разуме его происхождению во времени, считая принципиально неверным полагать, что моральное зло переходит к нам по наследству от прародителей? В чём принципиальное отличие религии снискания благосклонности от моральной религии, которую он определяет как религию доброго образа жизни?
7. Почему принцип гетерономии Кант считает злым принципом, а моральную ценность, согласно Канту, имеет только вера в практическую значимость принципа автономии?
8. Почему спасению человечества противодействует, согласно философу, не чувственность, или телесность, а извращённость образа мыслей? И в чём она заключается?
9. Почему Кант уверен, что все распри, возникающие на почве эмпирических различий церковной веры, могут быть устранены утверждением чистой религии разума? В чём состоят недостатки церковной веры?
10. На каком основании Кант отрицает идею сотворённости человека, а людей надлежит рассматривать только как уже существующие свободные существа, призванные к гражданству в божественном государстве.
11. Почему для разума нет принципиального различия между тунгусским шаманом и европейскими прелатами?
Лекцию прочитал кандидат философских наук, научный редактор издательства “Умозрение“ А. Г. Ломоносов.
Кураторы проекта – член Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии Игорь Дмитров и священник Алексей Ковальчук.
82 views
1027
343
4 years ago 02:27:14 182
Философия религии Гегеля и Маркса
8 years ago 01:03:50 71
Философия религии Ф. Ницше
9 years ago 01:46:17 49
Василий Розанов: философия религии
4 years ago 01:47:11 1
Философия религии
8 years ago 02:35:42 5
Миф, религия, философия и наука
9 years ago 02:26:19 3.8K
Жизнь и смерть (Конференция «Наука. Философия. Религия», г.Дубна, 2003) — Осипов А.И.
6 years ago 01:44:46 58
История религий. Философия монотеизма. Доказательства существования Бога
11 years ago 00:18:00 751
КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ современной России в свете идей Ленина о религии и церкви
3 years ago 01:35:46 23
Лекция М. А. Пылаева «Место феноменологии религии в философии религии»
2 years ago 00:39:05 1
Философия религии / Очень кратко
8 months ago 02:06:43 1
Метафилософия и философия религии | Богдан Фауль
6 years ago 01:58:53 49
История религий. Религии и культы Античной Европы. Философия
2 years ago 02:32:02 46
«Философия религии» А. Г. Ломоносов — Философия религии Иоганна Готлиба Фихте
3 years ago 01:47:05 11
Шохин В. К. Аналитическая философия религии: основные темы
10 years ago 01:46:28 25
С.В. Никоненко «Аналитическая философия религии» (, РХГА )
10 years ago 01:15:11 23
С. В. Никоненко | Аналитическая философия религии
2 years ago 02:56:50 16
Круглый стол «Философия религии, метафизика и эпистемология»
8 years ago 00:13:43 112
Философия Религии в Южном Парке
4 years ago 00:51:48 66
Философия религии: между классикой и постклассикой - А.Ю.Рахманин, доцент РХГА
2 years ago 02:31:59 31
«Философия религии» А. Н. Муравьёв — Гегель об отношении философии и теологии
3 years ago 00:06:18 1
Философия религий
1 year ago 02:33:28 38
ТЕЛЕМА В XXI ВЕКЕ / Магия, философия, религия / Сексуальные практики / Кроули / Как вступить в О.Т.О
2 years ago 02:41:56 82
«Философия религии» А. Г. Ломоносов — Философия религии Иммануила Канта