История становления ростовщичества и банковского дела | Уставший оптимист | Великоросс

Одежда отечественного производства ВЕЛИКОРОСС Всем доброго дня! Вы на канале «Великоросс – это здорово». И сегодня мы поговорим за денежки, да да те самые денежки которые мы так любим брать и совсем не любим отдавать, особенно елси брали у чужого дяди из банка. Но откуда они там появились, и какова история ссудного процента и банковского дела мы с вами сегодня и обсудим. Можно обозначить, что профессиональный институт кредитования под определенный процент, не зависящий от прибыли заемщика, не мог появиться раньше таких институтов как государственная регистрация частной собственности, судопроизводство, и некоторые другие, например, система судебных исполнителей и система исполнения наказания (тюрьмы, каторги, публичные казни), без которых кредитование на профессиональном уровне было бы весьма проблематично, как вы понимаете без репресивного аппарата никак ибо не все у нас любят отдавать долги. Самые ранние сведения о кредитах относятся к 2000 г. до н. э., когда в Месопотамии появились ссуды до следующего урожая.() Шумерские храмы фактически функционировали не только как места поклонения, но и как банки – и именно здесь впервые зародились системы займов (оа). По мере роста городов усложнялись потребности людей и возникла идея взимания процентов. В 400 г. до н. э. ссуды появились в Древней Греции: ростовщики ссужали деньги под залог, которым выступала личность самого получателя средств.(ов) Один из самых ранних зарегистрированных образцов переводного векселя был подписан в Индии в 321 г. до н. э. Вексель – документ, который предписывает одному человеку уплатить фиксированную сумму другому в заранее определенную дату. Несмотря на то, что христианская церковь еще с ветхого завета была не в восторге от ростовщичества. Христианство как религия, возникшая далеко не в среде богатых и могущественных, запрещала ссудный процент. В частности, в Евангелии от Луки есть такие строки: «...и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая» (Лк 6:35) (3,4) И Новый завет в этом смысле базировался на Ветхом, где проблематика отдачи денег в рост была проработана весьма тщательно, и подобная практика однозначно запрещалась. «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» Свт. Амвросий Медиоланский(5)Одно из обоснований — время принадлежит Богу, и, выдавая кредит под процент, кредитор торговал божьим имуществом, не прикладывая к приумножению денег никаких усилий. Кредит был позволен, но без возврата заёмщиком денег с «приростом». Раз в семь лет вообще было нужно прощать долги, но этого не придерживались. Отцы церкви, такие как Иоанн Златоуст (347–407 гг.)(6),, Василий Великий (ок. 330–394 гг.),(7) Климент Александрийский(8) (ок. 150–220 гг.), и причисленный к ним Аристотель, были чётко и недвусмысленно против ростовщичества, приписывая ему разрушительное воздействие на мораль и нравственность, а ростовщиков выставляя исчадиями ада. И хоть отношение к ссудным процентам было нетерпимое, но крутиться надо было и поэтому шли на различные ухищрения. Ремесленники и крестьяне возвращали, как правило, не сами деньги, а продукцию и товары с учётом включения в их стоимость ссудного процента. Если кредит не возвращался, имущество должника переходило кредитору, а сам он начинал работать на заимодавца.
Back to Top