Ольга Павловна Вечерина. Концепция состояний и уровней сознания в «Тирумантирам» Тирумулара

Ольга Павловна Вечерина, к. и. н., ст. науч. сотр. центра «Пурушоттама», Российский университет дружбы народов, Москва, «Концепция состояний и уровней сознания в “Тирумантирам” Тирумулара» Аннотация: В докладе рассматривается иерархия состояний и уровней сознания, а также практические способы их достижения — психопрактики Шива-йоги, впервые в тамильской философии шиваизма детально разработанные тамильским поэтом, мистиком и основателем движения сиддхов Тирумуларом и описанные в его трактате «Тирумантирам» на основе собственного опыта йогина и мистика. Среди мистических состояний, рассмотренных в трактате — освобождение (мокша), понимаемое Тирумуларом как йога-самадхи; путь джняны (там. теливу) как прозрение природы самости, называемый им оли-нери, санмарга, или Шива-нери. В опыте самадхи индивидуальное сознание выходит на новый, трансцендентный уровень турии, в котором реальность становится абсолютной, а само сознание существует как таковое, вне любых видов опыта, поднимаясь к состоянию абсолютного знания. Санмарга, называемая Тирумуларом также сиддха-йогой, ведет к высшему состоянию тождества дживы и Шивы как опыту растворения личности, когда тройственность турии (=трансцендентной самости) преодолена и «джива вступает в сатья-джняна-ананду» (2831). Ананда, детально рассмотренная Тирумуларом, означает полную самореализацию сознания садхаки, когда «между сознанием и Шивой нету различий» (2853). Кроме детального описания и анализа тройственной турии, Тирумулар вводит концепцию турьятиты — пятого состояния сознания, неописуемого словами. Тем не менее, для его описания он использует специальный сумеречный язык шунья-самбхашаи.
Back to Top