Общество и культура. Зан. 21 (общество). Подготовка к ДВИ по обществознанию МГУ. Петров В.С.

Пособие к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы — едины“ — _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка к пособиям и материалам занятия 21 — _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:27 — ссылка на благотворительным фонд «Мы — едины». 0:47 — план. 3:57 — две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять — шаги. 4:52 — правило: 5 вопросов и шаблон. 12:18 — важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк. 15:02 — блок определения. 21:42 — блок вывод. 24:13 — примеры. 24:43 — блок сравнения/история. Общество (или социум) — это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Далее, общество, по мнению известных социологов Вебера М. и Парсонса Т., также является постоянным взаимодействием людей на основе существующих социальных норм и ценностей. В таком понимании общество предстает как целостная и непрерывно развивающаяся, динамическая система. Структура общества (или социальная структура) — это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнению социолога Сорокина П., показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты (их мировоззрение и ценностные ориентиры), (2) объекты (социальная инфраструктура) и (3) социальные связи (отношения). Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, отдельный человек и социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности. Культура – это результаты преобразования природы человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов деятельности людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры) и духовных элементов (язык, фольклор, литература и поэзия на родном языке, музыка, хореография, скульптура и графическое искусство). Известный антрополог Боас Ф. считал, что культура — это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления. В таком же, социологическом ключе понимает культуру Сорокин П.А. («Социальная и культурная динамика»), который утверждал, что основой культуры любого общества являются ценности, социальные нормы, символы. Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, образ жизни и мышление, экономическую и политическую сферы, то есть (1) логос (рациональные основы) и (2) мифос (эмоциональные основы) общества. Такой подход предполагает наличие не только доминирующей, но и контркультуры (традиционные и либеральные ценности) — системы ценностей, стандартов поведения, который отличается от доминирующих в обществе и часто враждебны им. В обществе с развитой культурой также появляются субкультуры (например, молодежная) — части культуры общества, отличающиеся от преобладающего большинства собственной системой ценностей, языком, манерой поведения. Культура создает возможности для усвоения смыслов, ценностей и норм общества, ориентирует человека на поступки, обычно социально-значимые, и предостерегая от негативных, сохраняет и передает традицию. Культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, социальная группа) адаптируются, приспосабливаются к изме-няющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Суть познавательной функции культуры заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для познания общественных явлений и выстраивания взаимодействий, связей с другими членами общества.
Back to Top