Нормативный правовой акт. Виды нормативных актов. Эссе . ДВИ МГУ. Петров В.С.

Пособие к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы — едины“ — _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:18 — ссылка на фонд «Мы — едины». 0:40 — план. 2:31 — две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять — шаги. 3:44 — правило: 5 вопросов и шаблон. 11:38 — важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк. 15:20 — блок определения. 20:38 — блок вывод. — примеры. 22:03 — блок сравнения/история. Что это? Правовые нормы порождаются источниками права — способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых они становятся общеобязательными. Так, основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или иной публичной власти, например, орган местного самоуправления) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права). По мнению известного правоведа Алексеева С.С., общеобязательность заключается в том, что правовые нормы распространяются не вообще на всех людей, а на заранее не определённый круг лиц (например, законодательство о пенсионном обеспечении распространяется на пенсионеров, количество которых ограничено, но их количество постоянно меняется). Разновидностями нормативных правовых актов являются (1) законы и (2) подзаконные нормативные акты. Законы имеют высшую юридическую силу, а подзаконные акты издаются на основании и во исполнение закона. Иерархию законов в России можно представить так: (1) Конституция РФ, (2) федеральные конституционные законы, (3) федеральные законы (в том числе, кодексы), (4) законы субъектов РФ. Законы РФ и субъектов РФ принимаются по наиболее важным вопросам в пределах компетенции и полномочий, предусмотренных Конституцией РФ. Конституция РФ предусматривает три сферы ведения: (1) сфера исключительного ведения РФ; (2) сфера совместного ведения и (3) сфера исключительного ведения субъектов РФ. Так, в рамках исключительного ведения РФ могут приниматься только федеральные конституционные или федеральные законы, например, ФКЗ «О Правительстве РФ» или ФЗ «О защите конкуренции». В рамках же исключительной компетенции субъектов РФ принимаются только законы субъектов РФ – например, вопросы охраны региональных животных и растений. Далее, в рамках сферы совместного ведения, куда входят вопросы, например, местного самоуправления, недропользования, трудового и семейного права, могут приниматься как федеральные, так и региональные законы. Подзаконные нормативные правовые должны конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. По субъектам, принимающим подзаконные акты, можно выделить акты главы государства – указы Президента РФ, акты парламента – постановления Государственной Думы РФ, акты правительства – постановления Правительства РФ, акты иных органов власти – приказы министерств, ведомств и служб. Поскольку Россия является федеративным государством, то подзаконные акты также делятся на федеральные и акты субъектов федерации, а по территории действия — на общегосударственные, региональные и местные. Для чего это? Нормативные акты порождают правовые нормы, а поэтому формируют всю систему права, отдельные отрасли (например, гражданское и гражданско-процессуальное) и подотрасли права (например, избирательное право), правовые институты (например, институт вины), а также просто сферы законодательства (например, экологическое право). Конечно, порождаемые нормы права выполняют регулятивную и охранительную функции, а также утилитарную функцию, которая означает, что право следует использовать для решения значимых общественных вопросов, создавая условия и предпосылки функционирования социальных институтов, которые обеспечивают стабильное существование и эволюционное развитие личностей и общества. Наконец, воспитательная функция, функция наказания и компенсации поддерживают социальную справедливость в обществе и предотвращают социальные конфликты.
Back to Top