Особенности развития русской общественной мысли. Зан. 4 (специф обществознан). ДВИ МГУ. Петров В.С.

Пособие к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы -- едины“ -- _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка к пособиям и материалам занятия 4 — _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:25 -- ссылка на благотворительным фонд «Мы -- едины». 0:39 — эссе: пять вопросов и шаблон – что это, для чего это, правовое регулирование, почему важно, с чем не путать. 1. Выводы: почему это важно -- повышение благосостояния общества; 2. раскрытие темы -- что это, для чего это, правовое регулирование; 3. умение писать абзацами. Эссе — навык и 25 эссе в виде изложений. 5:13 -- (1) тема эссе -- все части, (2) структура эссе и блоков, (3) структура абзаца. 11:11 -- блок определения. 25:42 -- блок вывод. 27:16 -- примеры. 29:49 -- блок сравнения/история. Общественная мысль – понятие духовно-культурной и политической сферы общественной жизни, обобщающее идеи мыслителей о типах и структуре обществ, целях развития и способах их достижения. В общественную мысль включают идеи и споры относительно наиболее значимых фундаментальных вопросах развития общества. К таким идеям можно отнести какова глобальная идея функционирования общества, какая его миссии, какое общество необходимо строить, какая национальная идея, какие необходимы условия общественного договора или реформы в сферах общественной жизни. В итоге, общественная мысль формирует социально-гуманитарное мировоззрение общества по вопросам, например, следует ли развивать рыночную и плановую экономику, возможно ли абсолютное социальное равенство или справедливое неравенство, должна ли религия вмешиваться в естественно-научное мировоззрение, должны ли деятели культуры обладать внутренней ответственностью, какой политический режим наиболее приемлем обществу. Одной из первых концепций функционирования русского государства в конце 15 века стала идея «Москва -- третий Рим». Согласно концепции, Московская Русь являлась последним земным воплощением «нерушимого» Римского царства, существовавшего со времени пришествия Иисуса Христа. Концепция была необходима для подтверждения независимости русского государства от Золотой Орды и для обоснования цели существования – оплота всего христианства, прообраза настоящего божьего царства, смысла существования человечества. На протяжении 18 и начала 19 века Татищев В.Н., Ломоносов М.В., Радищев А.Н. и Новиков Н.И. осмысливали историю Руси и России, ставили детальные вопросы о цели функционирования государства и общества, об общественном устройстве, о сословиях, о политическом режиме. Отчасти на их базе, а также после Великой французской революции 1789 года и Отечественной войны 1812 года формируются идеи западников (Чаадаев П.Я. «Философские письма») и славянофилов (Хомяков А.С., братья Аксаковы). Принципиальным, но отнюдь не единственным, отличием между направлениями было следующее: должно ли общество России развиваться в рамках собственных традиционных или западноевропейских ценностных ориентиров и заимствовать социальные институты. Схожими со славянофилами были взгляды Данилевского Н.Я. В книге «Россия и Европа» он выдвинул теорию обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), и назвал Россию такой. Далее, Соловьев В.С. в брошюре «Национальный вопрос в России» впервые поставил вопрос о национальной идее России, ее миссии, и определил его как построение единой христианской церкви. В то же время великий русский писатель Достоевский Ф.М. сформулировал в «Пушкинской речи» идею всемирной отзывчивости (поиска справедливости) России, как способности к глубокому проникновению в дух остальных народов, пониманию и сочувствию иным культурам. В начале 20 века появляется новая концепция евразийства. Она появилась в сборнике статей «Исход к востоку» – статьи Трубецкого Н.С., Савицкого К.А., Флоровского Г.В. и Сувчинского П.П. Центральная тема сборника —призвание России как объединительницы «целого круга народов» Евразии. Евразийцы сделали попытку объединить социалистическую идеологию устройства общества с наличием религиозной концепции Бога. В течение большей части 20 века русская общественная мысль была связана с учением К. Маркса и Ленина В.В. – марксизмом-ленинизмом, и прежде всего, научным коммунизмом – построением нового типа общества и формирование типа человека на основе отсутствия частной собственности, особенно на средства производства, и эксплуатации труда.
Back to Top