Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Зан. 2. ДВИ. Петров В.С.
Пособие к ДВИ —
_________________
Сcылка на фонд “Мы -- едины“ --
_________________
Ссылка на сайт:
_________________
Ссылка на все занятия во ВКонтакте —
_________________
Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi
_________________
Ссылка на все занятия в Рутьюб —
_________________
Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists
_________________
Ссылка на все занятия в ФБ —
_________________
Тайм-коды:
-- ссылка на благотворительным фонд «Мы -- едины».
0:25 -- план.
3:16 -- две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять -- шаги.
4:00 -- правило: 5 вопросов и шаблон.
8:54 -- важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк.
10:30 -- блок определения.
25:57 -- блок вывод.
-- примеры.
27:39 -- блок сравнения/история.
Началом Античности принято считать дату учреждения Олимпийских игр в 776 году до н. э., а окончанием -- падение Рима в 476 году н.э. В этот период происходит формирование древнегреческих государств-полисов, создание и падение Римской империи, внедрение железа во все сферы производства, создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности. Так, в произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм правления и режимов государств (монархия, аристократия, демократия). Постоянно проводилось сравнительное изучение законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах). Важно, что их идеи об обществе, государстве и праве во многом основывались на мифологическом сознании – как, например, миф Протагора, который утверждал, что государство и право было дано людям богами для защиты от животных.
Так, известный древнегреческий философ Сократ (середина 5 века до н.э.) выводил государство из природы человека, считая его неприродным, а общественным институтом. Он выделял пять форм правления: монархию, тиранию, плутократию (господство богатых), аристократию (господство меньшинства), демократия. Его идеал – правление лучших и знающих, где разум и добродетель царят и направляют шаги политика. Сократ впервые выдвигал концепцию договорной связи между государством и гражданином. Он считал, любой, кому не нравятся порядки государства, мог его покинуть, но оставшиеся же обязаны соблюдать установленные порядки и ценностные ориентиры общества.
Основными древнегреческими идеологами рабовладельческой демократии конца 5 – середины 4 веков до н.э. являются Платон и Аристотель. Они создавали свои учения в период, который философ Ясперс К. называет «осевое время», когда в Древней Греции зарождается философия как основа для отличного от древнего мифологического типа сознания и мышления людей. Платон и Аристотель сделали существенный вклад в формирование такого немифологического сознания: Платон сформулировал учение об идеях, придав абстрактность человеческому мышлению, а Аристотель формулировал основы логики, что между событиями существуют причинно-следственные связи, а не волю богов или духов. Опираясь на новый способ философского мышления людей, Платон и Аристотель, по сути, разрабатывали учение (1) о наиболее приемлемых формах правления в государстве, (2) о стабильном общественном строе и (3) о равенстве граждан (но не всех людей) греческих полисов на основе норм права.
Стоики (представители направления в древнегреческой философии), во главе с Зеноном, продолжали платоновско-аристотелевскую линию. Они утверждали, что общество порождается тем, что человек от природы склонен к общению. Право они рассматривали как естественно данный, общемировой закон. Они отказались от узкополисной трактовки государства, как его мыслили Аристотель, и считали, что все люди должны считаться гражданами одного государства (греческий космополитизм).
Политическая концепция Полибия (200 --120 гг. до н.э.), известного древнегреческого историка, стала переходом от учений Древней Греции к учению Древнего Рима. Так, Полибий обосновывал жизненный цикл любого общества как состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. На основе сочинений Полибия и более древних авторов известный римский философ-правовед Цицерон заявлял о естественном происхождении государства. Политическим идеал Цицерона — аристократическая сенатская республика. Важно, что Цицерон впервые провел различие между (1) естественным правом, (2) правом народа (публичным правом) и (3) правом римских граждан (частным правом), то есть указал на дуализм права.
10 views
376
98
4 months ago 00:29:15 11
Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Зан. 2. ДВИ. Петров В.С.
1 year ago 00:15:31 47
Елишев С.О. «Молодёжная и религиозная проблематика в работах Л.А. Тихомирова»