Платон и Аристотель о государстве и праве. Зан. 2 (специфика обществознания). ДВИ МГУ. Петров В.С.

Пособие к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы -- едины“ -- _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка к пособиям и материалам занятия 2 — _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:48 -- ссылка на благотворительным фонд «Мы -- едины». 1:05 -- план. 4:37 -- две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять -- шаги. 5:46 -- правило: 5 вопросов и шаблон. 14:23 -- важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк. 16:58 -- блок определения. 29:24 -- блок вывод. -- примеры. 31:14 -- блок сравнения/история. Платон и Аристотель являются представителями древнегреческой полисной аристократии, идеологами рабовладельческой демократии конца 5 – середины 4 веков. Указанный период попадает в определенное философом Ясперсом К. «осевое время», когда в Древней Греции зарождается философия как основа для отличного от древнего мифологического типа сознания и мышления людей. Платон и Аристотель сделали существенный вклад в формирование такого немифологического сознания: Платон сформулировал учение об идеях, придав абстрактность человеческому мышлению, а Аристотель формулировал основы логики, что между событиями существуют причинно-следственные связи, а не волю богов или духов. В данный исторический момент и на указанной философской основе Платон и Аристотель сформулировали свои учения о государстве и праве. Вопросам о государстве и праве посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный общественный строй Платон рассматривал по аналогии с душей человека, где есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства, и самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов был недопустим. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, и так образцовой формой правления станет либо (1) монархия, если править будет один философ, либо (2) аристократия, если правителей будет несколько. Вырождение же аристократии мудрых, утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев приведет к тимократии, господству сильнейших воинов, с правлением которых государство будет вечно воевать. Если же власть захватывают немногие богатые, то формируется олигархия, и государство будет постоянно воевать само с собой. Победа бедняков приводит к установлению демократии, где царят своеволие и безначалие, а чрезмерная свобода порождает тиранию. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. По его словам, (1) монархия, (2) аристократия и (3) демократия опираются на закон, тогда как (4) тирания, (5) олигархия и (6) извращенная демократия управляются вопреки законам. При этом важно, что все-таки концепция Платона существенно отличается от современной концепции правого государства с равенством всех перед законом. Аристотель, ученик Платона, рассматривал государство, право, частную собственность, рабство и другие социальные явления как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению, которое изначально происходит в семье, затем из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. Аристотель считает, что государство — это «…общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Конечно, под людьми подразумевались только свободные граждане греческих полисов.
Back to Top