Нравственная культура. Зан. 41. ДВИ по обществознанию МГУ. Петров В.С.

особие к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы — едины“ — _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка к пособиям и материалам занятия 41 — _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:12 — ссылка на фонд «Мы — едины». 0:30 — план. 2:52 — две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять — шаги. 3:34 — правило: 5 вопросов и шаблон. 11:53 — важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк. 14:35 — блок определения. 24:38 — блок вывод. 27:24 — примеры. 29:03 — блок сравнения/история. Культура – это результаты преобразования природы человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов деятельности людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры, скульптура и графическое искусство) и духовных (ценностные ориентиры, смыслы, символы, образы, язык, фольклор, религия, литература и поэзия, музыка, хореография) элементов. Известный антрополог Боас Ф. считал, что культура — это совокупность моделей поведения (социальных ролей). Схожее понимание культуры как совокупности ценностей, социальных норм, символов существовало у Сорокина П.А. в книге «Социальная и культурная динамика». Такой подход предполагает наличие не только доминирующей, но и контркультуры (традиционные и либеральные ценности) — системы ценностей, стандартов поведения, которые отличаются от доминирующих и часто враждебные им. В обществе с развитой культурой также появляются субкультуры (например, молодежная) — части культуры общества, отличающиеся от преобладающего большинства собственной системой ценностей, языком, манерой поведения. Нравственная культура — это совокупность сформированных в обществе моральных и нравственных норм и принципов, степень их проявления во всех сферах жизни общества, прежде всего, духовно-культурной сфере. Нравственная культура – это не только мораль и нравственность, но и степень осознания обществом необходимости их выполнять. При этом мораль — это система норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом, справедливым или несправедливым. Нравственность – это правила, нормы и ценности, которые исходят от самого человека (в отличие от морали, где социальные нормы исходят от общества). Область знания, изучающая не реальность, а то, какой она должна быть с точки зрения моральных и нравственных категорий, называется этикой. Нравственная культура не является вневременным явлением, она изменяется с течением исторического процесса внутри социальных групп. Изменения становятся особенно заметными при смене идеологий, социальных революциях, распаде государств. Так, при распаде СССР индивидуализм стал превалировать над коллективизмом, эгоизм заменил взаимопомощь, обман стал считаться проявлением смекалки и синонимом предпринимательства, то есть в обществе навязывались исключительно эгоистичные нормы. Нравственная культура может быть фундаментальной, общественной и индивидуальной. Фундаментальную нравственную культуру формируют общемировые моральные и нравственные ценностные ориентиры. Общественная нравственная культура является системой морально-нравственных норм и ценностей, принятых большинством членов конкретного общества, а индивидуальная нравственная культура — система норм и ценностей, которую человек принимает для себя лично. В целом, нравственная культура оказывает существенное влияние на социально-гуманитарное мировоззрение общества и человека. По критерию степени осознания важности морали и нравственности, постоянства исполнения моральных и нравственных норм нравственную культуру можно разделить на (1) высокую и (2) низкую. Низкая нравственная культура общества заключается в непонимании смысла или важности основных нравственных категорий (на бытовом уровне проявляется в неуважении к соседям, рисовании граффити на стенах, выбрасывании мусора и окурков мимо урон). В целом, низкая культура ведет к частым социальным конфликтам.
Back to Top