Институт парламентаризма в РФ. Эссе . ДВИ по обществознанию МГУ. Петров В.С.
Пособие к ДВИ —
_________________
Сcылка на фонд “Мы — едины“ —
_________________
Ссылка на сайт:
_________________
Ссылка на все занятия во ВКонтакте —
_________________
Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi
_________________
Ссылка на все занятия в Рутьюб —
_________________
Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists
_________________
Ссылка на все занятия в ФБ —
_________________
Тайм-коды:
0:18 -- ссылка на фонд «Мы -- едины».
0:31 -- план.
2:25 -- две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять -- шаги.
3:06 -- правило: 5 вопросов и шаблон.
11:03 -- важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк.
12:50 -- блок определения.
20:37 -- блок вывод.
-- примеры.
23:40 -- блок сравнения/история.
Что такое парламентаризм? Парламентаризм является политическим институтом, то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимых функций в политической сфере. Сутью парламентаризма, по мнению известного правоведа Авакьна С.А., является сам факт представительства интересов граждан постоянно действующим органом с законодательными функциями, проявлением представительной демократии. Далее, еще один известный правовед Кутафин О.Е. рассматривал парламентаризм как особую систему государственного руководства обществом, которая характеризуется «…разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента».
Парламентаризм как система государственного руководства может иметь следующие разновидности: (1) парламентско-правительственную, (2) правительственно-парламентскую, (3) парламентско-президентскую и (4) президентско-парламентскую. Критерием для указанного деления являются следующие факторы: (1) соотношение полномочий президента, правительства и парламента; (2) система сдержек и противовесов между органами власти следующих факторов -- механизмы контроля над правительством, право парламента выносить вотум недоверия; (3) вид партийной системы: количественные критерии допуска для участия в политическом процессе. В целом, можно утверждать, что вид парламентаризма влияет на форму государственного правления. Так, выделяются парламентские (Италия и Германия), смешанные (США) и президентские республики (Россия), а некоторые монархии также называют парламентскими (Великобритания).
Современный институт парламентаризма был создан в России с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Так, статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип означает, что в единой по сущности государственной власти устанавливается распределение функций и полномочий между законодательными, исполнительными и судебными органами, в частности, разделение власти по горизонтали.
Федеральное Собрание РФ ‒ парламент РФ ‒ является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Представительная функции Федерального Собрания РФ заключается в том, что депутаты Государственной Думы РФ избираются гражданами РФ и должны представлять их интересы в парламенте. Законодательная функция заключается в непосредственном участии в законотворческом процессе: так, депутаты имеют право законотворческой инициативы.
Следует также обратить внимание на то, что парламентаризм в РФ проявляется не только на федеральном уровне. Так, в каждом субъекте РФ создаются региональные парламенты, которые обладают представительской и законотворческой функциями в рамках полномочий субъектов РФ. Более того, в РФ могут создаваться представительные органы муниципальных образований (дума, совет депутатов).
Для чего парламентаризм? Закрепление в конституции РФ института парламентаризма нацелено, прежде всего, на четкое отграничение законодательной и исполнительной власти формирование между этими ветвями власти системы сдержек и противовесов. Дело в том, что по результатам Октябрьской революции 1917 года (Великой Октябрьской социалистической революции) и до распада СССР функционировала система органов власти – cоветов, которые совмещали функции исполнительных и представительных органов власти. Институт парламентаризма с присущими только парламенту как органу законодательной власти функциями и полномочиями должен был изменить систему функционирования государственных органов новой России.