Этика ученого. Зан. 40 (духовная культура). ДВИ на юрфак МГУ. Петров В.С.

Написанные эссе к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы -- едины“ -- _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка к пособиям и материалам занятия 40 — _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:17 -- ссылка на благотворительным фонд «Мы -- едины». 0:40 — эссе: 1. выводы: почему это важно -- повышение благосостояния общества; 2. раскрытие темы -- что это, для чего это, правовое регулирование; 3. умение писать абзацами. Эссе — навык и 25 эссе в виде изложений. Можно направлять эссе на проверку. 5:10 -- (1) тема эссе -- все части, (2) структура эссе и блоков, (3) структура абзаца. 13:33 -- блок определения. 28:39 -- блок вывод. -- примеры. 32:34 -- блок сравнения/история. Учёного можно определить как человека, который получил специальное образование и занимается наукой. Наука, в свою очередь, -- это системное изучение природы, культуры, общества и человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…» Все науки (как дисциплины, изучающие определенный предмет познания) можно разделить на (1) естественные (точные) и (2) социально-гуманитарные. Основное деление проводится по предмету и методу познания. Так, для естественных (точных) наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а основным методом познания -- эксперимент (искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом). Предметом социально-гуманитарных наук является (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества, а метод – сравнение, тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание. Обычно этикой называется область знания, изучающая не объективную реальность, а то, какой реальность должна быть с точки зрения моральных категорий. Мораль, в целом, можно определить как систему норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом. Мораль включает в себя такие категории, как добро, зло, справедливость, гуманность, долг, ответственность, свобода, честь, достоинство, альтруизм и эгоизм. Соответственно, этика ученого - это система норм, в том числе моральных, которыми руководствуется ученый в своей деятельности, как профессиональной, так и общественной. Этика ученого существует в следующих сферах: (1) внутри научного сообщества – то есть, насколько соблюдаются критерии научности в способах и средствах (методах) проведения исследований; (2) внутри общества – то есть, насколько результат исследований опасен для общества и (3) внутри государства – то есть, вправе ли ученый, авторитет своей ограниченно сфере, делать социально значимые заявления, зачастую деструктивные для государства, по вопросам вне его компетенции. Так, социолог Р. Мертон в работе «Нормативная структура науки» сформировал ценности науки для научного сообщества. Такими основами стали (1) универсализм (внеличностный характер научного знания), (2) коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений), (3) бескорыстие (когда кроме постижения истины нет никаких интересов), (4) организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования), (5) рационализм и (6) эмоциональную нейтральность. Нарушение этики внутри научного сообщества могут выражаться в (1) плагиате и некорректном соавторстве, (2) фальсификации и (3) фабрикации результатов исследований. Фабрикация — это изобретение несуществующих исследований и их результатов («Пилтдаунский человек» в антропологии). В России случаи нарушения научной этики выявляются сообществом просветителей, например, в рамках проекта «Академик ВРАЛ», который проводит портал «Антропогенез.ру».
Back to Top