Охотинские. Мужской род (режиссерская версия)

Экспериментальный видеоспектакль-застолье создан Учемским музеем специально для нового музейного пространства (отреставрированный дом конца XIX века, стоящий на центральной площади села). Интерьер дома – тотальная инсталляция и одновременно – зрительный зал. В нем рядами стоят школьные парты, за которыми много лет назад сидели герои спектакля. Парты накрыты скатертями в крупную красно-серую клетку, и по ним расставлены – как в советской столовой – стаканы и графины с водой, ложки -вилки, закуски. Перед русской печью висит три проектора. По фасаду, вдоль окон – длинный стол, а за окнами – обычный деревенский вид: улица, лужайка, сирень. Спектакль состоит из двух актов. Акт 1. Живое выступление перформерки и авторки спектакля, показывающей, что основная драма деревни находится за окнами дома. Там больше не увидишь возвращающихся с работы или сидящих у домов крестьян. Там нет шумного общего застолья в праздник уборки урожая. Сценическая площадка опустела, и спектакль о людях деревни подходит к концу. Занавес закрывается, и на авансцену «выходят» и «садятся за стол» его герои: мужчины- умельцы, сохраняющие жизни своих деревень. Акт 2. Видеоарт с аудио-сопровожением. На занавес одновременно с трех проекторов выводится видео с героями документальной пьесы, созданной на основе интервью с местными жителями Охотинского сельского поселения Ярославской области. Видео проецируется так, что шестеро мужчин «сидят» за одним столом. Внизу перед экраном, на столе, расставлена посуда советского времени и простая еда: кринка с молоком, ломти черного хлеба, нарезанный кольцами лук. Зрителям спектакля открывается таинство застолья, они, совместно с деревенскими мужчинами, становятся участниками общей трапезы. Беседа течет неторопливо. Участники вспоминают радостные и горькие моменты колхозного прошлого, увлекаются рассказами об охоте, рассказывают о семье, делятся своей болью об опустении деревень, пускаются в философские рассуждения о национальном характере. Звук не синхронизирован с изображением на экране. На видео мужчины не разговаривают, кто-то из них готовит закуску, кто-то закусывает – картошкой, хлебом, копченым мясом, мороженым. Сперва зрители делают попытку найти говорящего на экране, потом становится понятно, что таких совпадений нет. Отдельные видео-портреты и застольные рассказы складываются в единую линию, образуя коллективный портрет и общий хор. Во время спектакля нет требования соблюдать тишину в зале или внимательно смотреть на экран. Приветствуется общение зрителей друг с другом и с персоналом кейтеринга спектакля. Персонал свободно ходит между рядами зрителей, раздавая еду и собирая тарелки. Обсуждение после спектакля является неотъемлемой частью зрительского опыта, и на это необходимо закладывать дополнительное время, так что общая длительность показа – 1,5 часа. Проект выполнен при поддержке Фонда Потанина в рамках конкурса Музей 4.0, программы «Музей без границ», в номинации Театр Музей. Алевтина Бородулина -- Режиссер Александра Соколова -- Видеограф Мария Варденга -- Драматург Софья Романова -- Композитор Мария Шашкова -- Композитор Павел Половов -- Интервьюер Анастасия Патлай -- Интервьюер Иоанна Мещанинова -- Куратор Елена Наумова -- Режиссер, драматург, перформер
Back to Top