Кабинет Николая II в Зимнем дворце (залы № 181-182)

Государственный Эрмитаж представляет вашему вниманию рассказ о кабинете Николая II в Зимнем дворце. В 1895 году после свадьбы наследника великого князя Николая Александровича – будущего императора Николая II – в северо-западном ризалите Зимнего дворца была устроена «квартира» для молодой царской четы. В помещениях, где во второй трети ХIХ века находились Садик и Будуар императрицы Александры Фёдоровны (залы № 181 и 182), разместился Кабинет её правнука – последнего российского императора Николая II. Отделка Кабинета не дошла до нашего времени, но фотографии, сделанные К. К. Кубешем в 1917 году, позволяют судить о решении интерьера, выполненном в модном в конце ХIХ века «готическом» духе. Архитектор А. Ф. Красовский сохранил арочные проёмы, соединяющие два помещения, заменил прежние цилиндрические своды плоскими потолками, где выступающие деревянные балки вызывали ассоциации со средневековыми залами. Кабинет был отделан дубом, обработка которого имитировала старое, потемневшее от времени дерево, напоминающее английскую готику. В интерьере эффектно сочетались навощённые блестящие деревянные поверхности и матовые участки стен. Лаконичную красоту дерева подчёркивали насыщенные драпировки окон из шёлковой ткани со сложным орнаментом в виде букетов цветов, перевязанных лентами. Средневековый дух интерьера со стрельчатыми арками и стилизованными декоративными деталями подчёркивали две люстры из кованого железа и выполненные в этой же технике орнаментальные накладки дверей. В эту «средневековую» архитектурную среду органично вписаны элементы убранства, типичные для эпохи модерна: диван с низким сиденьем и высокой спинкой, завершённой полочкой, на которой расставлены вазочки, статуэтки, рамки с фотографиями. Кабинет был включён в анфиладу личных покоев императора и использовался им как приватное помещение, куда были вхожи только члены семьи и не допускались посторонние. Здесь царил уют частной жизни, сокрытой от чужих глаз. Зимними вечерами, вернувшись из театра, Николай Александрович и его супруга Александра Фёдоровна любили ужинать, расположившись перед огромным камином. Камин, размещавшийся в простенке между двумя арками (зал № 181), был композиционной и символической доминантой всего интерьера. Его топку обрамляли витые колонны, а верхнюю конусообразную часть украшали изображения родового герба Романовых – стоящего на задних лапах грифона с круглым щитом в одной лапе и мечом в другой. Тему родового гнезда поддерживали находившиеся в интерьере многочисленные портреты членов императорской фамилии. Недалеко от камина, возле окна, располагался рабочий стол Николая II, за которым по утрам император занимался государственными делами. В перерывах между работой он любил наблюдать за происходящим за окнами дворца, о чём делал записи в дневнике: «Утром читал. Смотрел на льдины, которые плыли сверху и налезали одна на другую, потому что им мешал мост». В тёплое время года Николай II, любивший проводить время на свежем воздухе, работал в кабинете с открытыми окнами. В другой части кабинета (зал № 182) стояло фортепиано, за которым Николай и Александра музицировали, нередко вдвоём. Императрица была великолепной пианисткой, и совместное исполнение любимых произведений давало супругам ощущение особой эмоциональной близости, духовной общности. О таких волнующих моментах в своём дневнике император писал: «играли в четыре руки… так трогательно». Семья последнего российского императора прожила в Зимнем дворце меньше десяти лет. В 1904 году, после рождения цесаревича Алексея, Николай II и Александра Фёдоровна с детьми переехали в Александровский дворец Царского Села. Кабинет Николая II стал последним жилым интерьером, находившимся в пространстве нынешних залов № 181 и 182. Он пострадал во время революционных событий 1917 года, затем был восстановлен и вместе с другими комнатами императорской половины вошёл в состав экспозиции так называемых Исторических комнат, просуществовавшей до 1926 года. В настоящее время в залах располагается постоянная экспозиция «Художественное убранство русского интерьера ХIХ века». В бывшем кабинете Николая II представлены предметы в «помпейском» стиле, распространённом в 1830-1840-х годах и находившиеся в Помпейской столовой Зимнего дворца. Подготовлено по материалам книги Т. Л. Пашковой «“Квартира “ императора Николая II в Зимнем дворце». СПб., 2012. Подписаться на канал: Сайт Государственного Эрмитажа: Вконтакте: Facebook: Instagram: Twitter:
В начало