Борис Стругацкий об инакомыслии и советской цензуре (из интервью писателя на Радио Свобода)
Об истории “Града обреченного“, задуманного в 1968 г., который писался до 74-го: “этот роман был в той же плоскости, в которой мы писали большинство наших вещей. У нас был принцип, очень простой. Писать надо таким образом, чтобы у советского редактора, читающего рукопись, с одной стороны, волосы вставали дыбом, но, с другой стороны, не возникло желания немедленно побежать в «Большой дом» и отнести рукопись туда, как это случилось с рукописью, например, Гроссмана“ ()
Б.Вишневский об этой книге: Д.Быков:
Как братья определили в «Пикнике на обочине» (1972) суть советского эксперимента, какой ценой мы платим за счастье и отчего у сталкеров мутируют дети:
По мотивам повести Тарковский в 1979 г. снял фильм, Стругацкие выступили авторами сценария:
«Пикник на обочине» издан книгой лишь в 1980-м с цензурированным текстом. Полностью восстановленный и наиболее близкий к авторскому замыслу текст вышел в полном собрании сочинений в 1991.
В 1972 году за границей вышли «Гадкие лебеди» (в СССР лишь в 1987-м Экранизация: ).
Распространено мнение, что большинство совместных произведений братьев написано в жанре научной фантастики. Б.Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего — не более, чем «декорации».
Интервью Б.Стругацкого ленинградскому радио в 1975 году:
Интервью Б.Стругацкого в 1989-м: В 2002-м:
Б.Стругацкий о том как братья начали писать, каково работать вдвоем, о сотрудничестве с Вайнерами, об “Улитке на склоне“:
См. “Стругацкие. Материалы к исследованию. Письма, рабочие дневники. 1972—77 / Сост. С.Бондаренко, В.Курильский“, 2012.
Прашкевич о Стругацких, которых знал и написал биографию братьев:
Ю.С.Черняховская. Братья Стругацкие: Письма о будущем (Политическая философия Братьев Стругацких):
Б.Межуев: “Прашкевич и Володихин видят в творчестве Стругацких уже середины 60-х антисоветский подтекст (так, знаменитая повесть «Улитка на склоне» представляется им карикатурой на советское общество). Версия Черняховской – радикально альтернативна. Она последовательно выявляет и показывает весь жизненный путь творческого тандема Стругацких как путь убежденных коммунистов, во многом более последовательно, по сравнению с современной им властью, отстаивающих идеалы и принципы коммунистического мировоззрения, и предупреждавших власть и общество о неизбежных катастрофических последствиях отступления от этих идеалов и принципов. При этом вынужденных жить в эпоху массового манкирования этими принципами партийной бюрократией. Книга Черняховской – это книга о людях, воспитанных на коммунистических идеалах, никогда от них не отрекавшихся, но столкнувшихся с практикой власти, которая сама то ли перестала в них верить, то ли просто их выхолостила. И в результате, вольно или невольно чуть ли не мстила тем, кто эти идеалы сохранил“ (
Эволюция политических и творческих взглядов Стругацких, во многом характерная для писателей социалистического блока:
О повести «Попытка к бегству» (1962), в которой Стругацкие показывают читателю идеализированную гуманность будущего путём сравнения её с эпохой феодальной раздробленности:
«Полдень, XXII век» (1962) и «Понедельник начинается в субботу» (1965):
На стадии обсуждения в «Полдень, XXII век» были Великая Отечественная, сталинские репрессии и др. Вставки были призваны акцентировать контраст между настоящим и будущим. Однако с самого начала авторам было ясно, что вставки не войдут в печатный вариант из цензурных соображений.
После прохождения повести через Главлит рукопись направили в Главатом (Главное управление по использованию атомной энергии) для проверки содержания секретной информации, хотя её и не обнаружили. Главатом дал негативный отзыв, что задержало выход книги.
Б.Стругацкий о создании повести «Понедельник...»:
Вместе с произведениями Аксенова и Гладилина, фильмами Рязанова и Данелии «Понедельник начинается в субботу» входит в «шестидесятнический» канон, благодаря которому сформировался эталонный образ типичного молодого интеллигента этой эпохи, романтизирующего научный и творческий поиск и искренне презирающего быт. «Сказка для научных сотрудников младшего возраста», главный герой которой, программист Саша Привалов, попадает на работу в сказочный НИИЧАВО, — одно из самых светлых и оптимистичных произведений Стругацких. Однако устроена повесть не так просто, как может показаться на первый взгляд, — и, возможно, даже сложнее, чем представлялось ее авторам:
21 view
98
32
10 years ago 00:34:21 85
23 февраля. Борис Стругацкий
10 years ago 00:42:12 96
Борис Стругацкий о романе “Град обреченный“
2 years ago 02:28:45 11
Братья Стругацкие - Улитка на склоне (читает Борис Стругацкий)
9 months ago 11:18:35 2
БЕССИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО. С. Витицкий (Борис Стругацкий), Стругацкие
12 years ago 00:02:59 30
Борис Стругацкий. фрагмент.
6 years ago 01:22:19 16
Борис Стругацкий и Александр Житинский беседуют с Самуилом Лурье 1992 г
5 years ago 00:21:24 29
Борис Стругацкий - интервью на радио Россия
7 years ago 00:02:43 37
Борис Стругацкий. Светлая память
4 years ago 00:02:19 21
Борис Стругацкий - интервью 1989 Ленинградское ТВ
4 years ago 01:22:34 70
Интервью с Борисом Стругацким (1992)
7 years ago 00:03:54 50
Борис Стругацкий 1994 год
7 years ago 00:59:00 9
Борис Стругацкий, Александр Житинский, Самуил Лурье
9 years ago 01:38:14 24
Малыш (Фантастика 1987г. Аркадий и Борис Стругацкие)
6 years ago 00:09:49 6
Борис Натанович Стругацкий
1 year ago 00:02:36 8
История фантастики. Борис Стругацкий, 1991 год
7 years ago 01:28:47 9
Михаил Веллер: Памяти Бориса Стругацкого
4 years ago 02:07:57 24
Трудно быть богом Аркадий и Борис Стругацких Полный фильм
5 years ago 00:06:07 121
Борис Стругацкий о создании повести “Понедельник начинается в субботу“ (2005)
4 years ago 00:02:24 2
“День рождения писателя. Борис Стругацкий“
5 years ago 01:22:19 24
Борис Стругацкий и Александр Житинский беседуют с Самуилом Лурье (1992 г)
8 months ago 02:55:09 1
АУДИОКНИГА “ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ“ АРКАДИЙ И БОРИС СТРУГАЦКИЕ
10 months ago 01:46:33 1
Аркадий и Борис Стругацкие “Трудно быть Богом“. Часть 2
8 years ago 00:02:16 46
Мария Збандут (MARY) - Гимн автотуристов (Борис Стругацкий)
4 years ago 00:21:08 35
Борис Стругацкий - Большое интервью “В те времена фантастики не было“