RICHARD STRAUSS - ALPINE SYMPHONY, OP. 64

ШТРАУСС – АЛЬПИЙСКАЯ СИМФОНИЯ, Соч. 64 00:00 Ночь. Восход солнца. Начало восхождения. Охота. В лесу. У водопада. На цветущих альпийских лугах. Горные пастбища. Сквозь чащи и заросли по ложным тропам. На леднике. Опасное мгновение. На вершине. 21:20 На вершине (продолжение). Видение. Туман поднимается. Солнце закрывают тучи. Элегия. Затишье перед бурей. Гроза и буря. Спуск с гор. Закат солнца. Эхо. Ночь. Академический Симфонический Оркестр Ленинградской Государственной Филармонии Дирижер - Евгений МРАВИНСКИЙ Запись из Большого зала Ленинградской филармонии 21 апреля 1962г. Eine Alpensinfonie, Op. 64 Composed By – Richard Strauss Conductor – Evgeny Mravinsky Orchestra – Leningrad Philharmonic Symphony Orchestra 00:00 Night. Sunrise. The Ascent. Entering The Forest. Walking By The Brook. At The Waterfall. Apparition In Flowery Dells. On The Meadow. Through Brush And Thicket On Wandering Paths. On The Glacier. Precarious Moments. At The Summit (Part 1). 21:20 At The Summit (Part 2). Vision. Rising Mists. The Sun Gradually Dims. Elegy. Quiet Before The Storm. Thunderstorm. Descent. Sunset. Epilogue. Night. Приятного Вам прослушивания! Открывает симфонию «Ночь». Ее рисует таинственный приглушенный нисходящий мотив у фагота и струнных с сурдинами. В ответ раздается хорал тромбонов и тубы. Постепенно звучность нарастает, кличи вал­торн и труб прорезают толщу оркестра и мощные унисоны возглашают преображенный начальный мотив — появляется ослепительное солнце («Восход солнца»). Так заканчивается медленное вступление, подготав­ливающее основные события симфонии. Живое, энергичное «Восхождение» — главная партия сонатного ал­легро. Внезапно издалека слышатся звуки охотничьих рогов (связую­щая) — их имитируют медные инструменты за сценой. Затем у медных в оркестре возникает более распевная тема, сопровождаемая вздымаю­щимися и опадающими арпеджио струнных — словно шум горных ручь­ев («Вступление в лес» — побочная партия). Ее сменяет еще более кра­сочное «Странствие вдоль ручья» — на фоне журчащих пассажей повторяется энергичная тема восхождения. Все новые красоты открыва­ются перед путником — Штраус неистощим на звукоизобразительные эффекты. Вот краткий эпизод «У водопада», за ним — «Призрак» с вол­шебным звучанием колокольчиков, челесты, треугольника, глиссандо арф и скрипок. Следующая картина, «На цветущих лугах», подводит к одному из самых оригинальных по краскам эпизодов — «На альпийском пастби­ще» (заключительная партия). Перекликаются пастушьи рожки, издале­ка доносится звон колокольцев пасущегося стада, звучит незамыслова­тая мелодия валторн и струнных, напоминающая хороводные песни пастухов. Более разнообразные, контрастные картины возникают в раз­работке. «Блуждания в чащах и зарослях» остроумно рисуются сред­ствами фугато, основанного на устремленной вверх теме восхождения. Ослепительный холодный блеск поражает «На глетчере». Тот же крат­кий, причудливо ритмованный мотив звучит тревожно, перебивается стремительно падающей хроматической гаммой — так иллюстрируется «Опасное мгновение». Но все преграды преодолены, путник «На вершине». Здесь открывает­ся величественная панорама гор, царит ничем не замутненный покой. Вместе с последующим «Видением» и сияющей темой солнца из вступле­ния эти эпизоды напоминают медленную часть симфонического цикла. Затем в нескольких кратких эпизодах нарастает тревога: «Поднимается туман», «Солнце постепенно темнеет». Хроматические обороты связы­вают их с краткой «Элегией»; ее экспрессивную, словно плачущую тему ведут струнные в унисон. Иллюстративность господствует в «Затишье перед бурей»: отрывистые звуки гобоя передают редкие капли дождя, пассажи флейты-пикколо — блеск молний, тремоло большого барабана и литавры — гром. Подготовленная таким образом, начинается «Гроза и буря, нисхож­дение». Подчеркивая живописную изобразительность, Штраус вводит ветряную машину, шум которой вносит в оркестр новые краски. Тому же служит использование громовой машины; как тревожный набат зву­чат колокольчики. Картину бури дополняют мощные аккорды органа. Этот раздел играет роль драматического скерцо и одновременно — реп­ризы сонатного аллегро. В нем повторяются измененные темы экспози­ции. Главная тема — восхождения, направленная теперь вниз (тема в обращении), рисует поспешное нисхождение путника, повторение побочной в мощном фортиссимо духовых — выход из леса. Буря стихает. Начинается кода, перекликающаяся с медленным вступ­лением. Хорал медных из вступления, сопровождаемый органом, под­водит к «Закату солнца»; возникает измененная тема «Элегии» из раз­работки. Движение все более замедляется. В «Заключительном аккорде» тема ночи обрамляет еще один фрагмент из разработки — «На верши­не». Наконец наступает «Ночь», повторяются приглушенные первые такты вступления — путешествие в Альпы пришло к концу (А. Кенигсберг).
Back to Top