Александр Блок. Девушка пела в церковном хоре - Руслан Богатырев

Типографика музыки | Александр Блок и Эннио Морриконе / муз. Эннио Морриконе (1981), сл. Александр Блок (1905) / аранж. Олег Князев / композиция Руслан Богатырев (2018), к 90-летию Э.Морриконе (1928) / исп. Руслан Богатырев / Эрмитажный фильм. Видео: Станислав Забурдаев (2017), Дмитрий Семенидо (2017), Den4ik_Snial (2017). / Кронштадт. Александр Блок и Эннио Морриконе. — В этом фильме тесно сплелись в одной молитве — слово, музыка и образ: “Девушка пела в церковном хоре“ Блока, “Le vent, le cri“ Морриконе и Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте. Был смонтирован и впервые опубликован в день памяти Александра Блока (7 августа 2018 г.). В этот день 1921 г. не стало великого русского певца Серебряного века. — Le vent, Le cri (“Плач ветра“, “Ветер, крик“, 1981) — знаменитая тема любви Эннио Морриконе из фильма “Профессионал“. Молитвенная наполненность чудесной музыки. Перекликается с известной работой Эннио Морриконе для фильма “Красная палатка“ (СССР, Великобритания, Италия, 1969). Достаточно послушать Le vent, Le cri в контексте того фильма и другой музыки для него, написанной Александром Зацепиным (советская версия “Красной палатки“), чтобы уловить совсем иную глубину, нежели та, что отразилась в фильме “Профессионал“. Морской ветер, тревожные крики чаек, безбрежное море, всепобеждающая сила любви... Просто небесная музыка. Молитва. Именно она была использована как музыкальная основа кармен-романса “Девушка пела в церковном хоре“. Исполнение в стиле “интон“ (слегка распетое выразительное слово), близко к мелодекламации (но с интонированием и точным совмещением ударного слога с сильной долей метрического такта). Наглядный пример того, что называю типографикой музыки. Музыка открывает новые возможности развития музыкальной поэтики, возможности перехода от печатного и выразительного слова к особой типографике, типографике музыки. Она не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности “дыхания“ поэзии, возможности пауз и музыкальной “тишины“. Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова. Таких средств выразительности нет ни у одного чтеца. —— Из интервью с Эннио Морриконе (2008, “Аргументы и факты“): — B своих композициях вы часто используете женский голос как один из инструментов. — Использовал. Теперь — нет. Но голос как таковой — самая естественная и потрясающая вещь, которая существует в мире музыки. Потому что он льётся из нашего тела, а не из инструмента. Инструментом является сама человеческая плоть. —— Музыка Эннио Морриконе в вокальном варианте сохранена в исходной форме: 9 частей (3*3), “три площадки“ — три ступени тональности с модуляциями: ре минор, ми минор, фа минор. Стихотворение Александра Блока также использовано в первоначальном виде (август 1905). Каждая пара катренов (четверостиший) располагается на “площадке“ соответствующей модуляции с предшествующим инструментальным блоком. Музыка Морриконе позволяет немного изменить композицию стихотворения, и в финале повтор первых двух катренов на финальной ступени модуляции создает кольцевую композицию и усиливает драматургию произведения. Александр Блок написал своё стихотворение в августе 1905 г., написал под впечатлением от горьких и трагических событий Русско-японской войны с драматичным поражением русской эскадры под Цусимой (14-15 мая 1905 г.). Память о русских героях-моряках, погибших в 1905 г., увековечена в Морском соборе святителя Николая Чудотворца в Кронштадте. Первая строфа отсылает нас к великой ектенье, куда входит и молитва о плавающих и путешествующих. Царские врата — вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — изображение Спасителя. «Радость будет» — цитата из Евангелия от Иоанна. «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…». — Александр Блок («Записные книжки», 1902, 1906) >
Back to Top