Причастие (Зимний свет) - Ингмар Бергман (1962)

режиссер: Ингмар Бергман. Швеция, 1962 год, 79 минут кинокомпания: Svensk Filmindustri. ВТОРОЙ ФИЛЬМ ТРИЛОГИИ (“КАК В ЗЕРКАЛЕ“, “ПРИЧАСТИЕ“, “МОЛЧАНИЕ“), самый короткий, бессюжетный и наиболее трагический из всех. Эта философская новелла рассказывает о священнике, утратившем Бога и мучительно пытающемся вновь обрести Его и вместе с Ним мир в своей душе. Основная идея фильма была такова — человек остаётся запертым в заброшенной церкви, в замкнутом помещении наедине со своими мыслями и видениями — он совсем один. “Только в общении, в контакте с другими людьми - в любви - заключена возможность выхода из бездны отчаяния. Тема ПРИЧАСТНОСТИ к судьбам других... звучит в фильме “Причастие“, выносится в его заглавие. Литургическая сторона религии здесь почти демонстративно замыкается на мирские взаимоотношения людей: ждут явления Бога - нет, человека; причащаются святым дарам - нет, человеческой любви; Бог скрывает свое лицо - нет, это у людей не хватает сил жить и любить по-человечески“. И далее: “Жизнь возможна только как постоянное усилие, как ежесекундная победа над отчаянием и безумием - победа, которая в следующее же мгновение вновь ставится под вопрос... Как бы низко ни пал человек, пока он борется и сохраняет в себе стремление к высшему, ничто для него не потеряно“, -мысли Бергмана. *Отец Бергмана был протестантским священником. Этот фильм о протестантизме и о вере. Ингмар Бергман показывает нам пастора Томаса Эрикссона, терзаемого вечными вопросами: “А есть ли Бог? А если его нет, то скоро ли Он будет?“ Но ведь проповедник - ничто без своей паствы...
В начало